Open
Close

Какие имена входят в 40 святых. Сорок мучеников севастийских, сороки - обычаи и традиции праздника

Народный праздник Сороки отмечается 22 марта (9 марта по старому стилю) каждого года. В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских.

Другие названия праздника: 40 святых, Сорок сороков, День сорока мучеников, День жаворонка.

Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется (наступает равноденствие). Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.

История

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания, и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое там значительно распространилось. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников служил Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые выходили победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако, старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила.

В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Эти события происходили зимой, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам.

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.

Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Традиции и обряды

Главные традиции 22 марта — молитвы Севастийским мученикам о благополучном окончании военной службы, выпечка булочек в виде птиц.

— На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук - по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам.

— Впрочем, весна могла быть и обманчивой - утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки – сорок морозных дней. Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней.

— У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.

Примет и поговорки

  • Если сороки теплые — сорок дней будут теплыми, если холодные — жди сорок холодных утренников.
  • На Сороки день с ночью мерится, равняется.
  • Во что Сороки, во то и Петровки.
  • Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
  • Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
  • Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
  • Слышится гром – к голодному году.
  • Теплый ветер сулит дождливое лето.
  • Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
  • Чайка прилетела - скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел - к теплу, зяблик - к стуже.

Именины 22 марта

Петр, Ираклий, Александр, Николай, Кирилл, Иван, Дмитрий, Валерий, Сергей, Михаил.



Сорок Севастийских мучеников

Статья - о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Сороки (праздник)

Со́рок Севасти́йских му́чеников - воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения , совр. Турция) в 320 году при Ликинии . Православная церковь отмечает их память 22 марта (9 марта по юлианскому календарю).

Имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого Поста и совершается Литургия преждеосвященных даров .

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

См. также

Ссылки и источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сорок Севастийских мучеников" в других словарях:

    Память Сорока севастийских мучеников. Историческая справка - 22 марта Православная Церковь празднует память 40 севастийских мучеников. В 313 г во время жестокого гонения на христиан префект Агрикола заставлял сорок воинов Каппадокийской когорты отречься от Христа и принести жертву идолам. Все сорок… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - (ск. ок. 320). Страдания святых 40 мучеников относятся к последнему, самому жестокому периоду преследования христиан в Римской империи. Это произошло уже после издания Миланского эдикта, которым императоры западной и восточной частей империи св.… … Русская история

    - … Википедия

    - … Википедия

    Мученичество св. Аполлонии, (Часослов Этьена Шевалье) Виды казней раннехристианских мучеников список видов мучений (смертельных приговоров и пыток), которыми были подвергнуты раннехристианские святые. Ряд казней явл … Википедия

    ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III - Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… … Православная энциклопедия

    Икона «Сорок мучеников Севастийских» из православной церкви Сорока Мучеников расположенной в колокольне Храма Гроба Господня Сорок Севастийских мучеников воины христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения,… … Википедия

    Икона «Сорок мучеников Севастийских» из православной церкви Сорока Мучеников расположенной в колокольне Храма Гроба Господня Сорок Севастийских мучеников воины христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения,… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сороки (значения). Сороки … Википедия


2017 год, весенний праздник 22 марта День 40 мучеников Севастийских, традиции и обычаи народного праздника.

В Русской Православной Церкви этот праздник непереходящий и всегда отмечается 22 марта по новому стилю . Но в 2017 году его церковное празднование переносится на 21 марта в связи с тем, что совпадает со средой Крестополонной. В среду совершается богослужение с поклонением Кресту, а связи с этим праздничная служба Сорока мученикам Севастийским переносится на предыдущий день. Печь в этот день - красивая народная традиция, корни которой уходят в далекое прошлое.

На Руси обычай печь в этот день жаворонков существовал еще с дохристианских времен. В народном календаре этот день весеннего равноденствия, считался днем, когда весна окончательно входит в свои права. Народ примечал, что к этому дню возвращались жаворонки из теплых краев, а вслед за ними прилетали и другие птицы. Птицы всегда являлись символами наступления весны. С выпечкой «жаворонков» тогда были связаны разнообразные обряды по призванию весны – «заклички» весны. Испеченных птичек рассаживали на окне, давали детям для игр. Дети прикрепляли птиц из теста к длинным прутьям, забирались на возвышенность и нараспев произносили призывающие весну рифмованные строчки.

Конечно, к христианской православной традиции эти обычаи никак не относятся. Церковь не включила в свой годовой круг день весеннего равноденствия, но помогла народу наполнить этот день новым смыслом. И печеные изделия в виде жаворонков стали символизировать праздник сорока Севастийских мучеников , который получил народное название Сороки (ударение на первый слог).

Так кто же такие 40 мучеников Севастийских и чем они прославились?

Сорок воинов-христиан отказались приносить жертву языческим идолам. Это произошло в 320 году в городе Севастия, что находился на территории современной Турции.

Сначала их уговаривали и сулили блага, но после того, как воины усердствовали в своем нежелании приносить жертвы, их заключили в тюрьму. Позже их вывели на озеро раздетых, а в то время был сильный холод. Их загнали в ледяную воду, а на берегу затопили баню. Сначала все сорок человек стояли, прижавшись друг к другу, и пели псалмы. Но через некоторое время один не выдержал и побежал в баню Но как только он вошел в жарко натопленное помещение, то сразу умер от перепада температур.

Наступила ночь, окружавшие озеро мучители увидели, что лед вокруг воинов растаял, а над головами сияют венцы. Тогда один из охраняющих их восславил Бога и присоединился к ним.

Наутро все воины были живы, мучители ускорили их смерть, потом сожгли их тела на берегу, а кости бросили в озеро. Вскоре местному епископу было видение об этом событии, и он отправился к этому месту. Епископ и священники подошли к озеру ночью, они увидели на дне кости, которые «сияли как звезды» . Мучеников с честью погребли.

Почему именно жаворонки стали связываться с этим праздником? Живущие близко к природе люди обращали внимание, как похож поющий жаворонок на взмывающую к Богу душу. А то, как он камнем «падает» вниз, понимали как особое смирение этих птичек перед Создателем. Так жаворонки, мыслись нашими благочестивыми предками, как олицетворение песни славы Господу, возносимую мучениками, их смирение и устремление ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Сорок мучеников Севастийских – непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день – 22 марта (новый стиль). В этом году праздник переносится на 20 марта из-за совпадения с четвергом Великого Канона.

Ксиропотамский монастырь на Святой Горе Афон посвящен 40 мученикам.

К празднику мы подготовили 40 фактов о святых, погибших в озере на территории Армении.

1. Сорок мучеников Севастийских - святые первых веков христианства.

2. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

3. Во времена святых мучеников, в 313 году, Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками.

4. Соправитель Константина Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там.

5. В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов-христиан, которые вышли победителями из многих сражений.

6. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

7. Когда на следующее утро воинов привели к Агриколаю, язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа.

8. Услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов.

9. Услышав приговор, старший из воинов Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Тогда Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

10. Через 7 дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами.

11. Во время суда Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

12. Взбешенный твердостью воинов, Лисий велел побить их камнями.

13. Но камни летели мимо цели: камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю.

14. Когда мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила, они велели заточить их в темницу.

15. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

16. На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.

17. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. В то время стояла зима, и был сильный мороз.

18. Для обольщения мучеников на берегу устроили баню.

19. В первом часу ночи, когда холод достиг крайней лютости и тела святых обледенели, один из сорока не выдержал подвига и побежал в баню. Но только он вступил на ее порог и ощутил теплоту, как сразу же упал и умер.

20. Видя это постыдное бегство, святые мученики стали усиленно молиться, чтобы Господь укрепил их.

21. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере потеплела.

22. В это время сторожившие мучеников спали, бодрствовал только один темничный сторож Аглаий. Он размышлял над тем, что видел: отделившийся от мучеников тут же погиб, а остальные при лютом холоде оставались живы и невредимы.

23. Поразившись светом, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 пресветлых венцов, которые опускались на головы страдальцев.

24. Удивившись, что их не 40, по числу подвергшихся страданиям, а 39, он понял, что не достает одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых.

25. Сторож немедленно разбудил спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!».

26. Стоя в воде, Аглаий молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

27. Утром пришли мучители и, увидев, что святые живы и не пострадали от холода, приписали все это волшебству.

28. Мучители также удивились, что среди воинов оказался темничный страж и впали в ярость.

29. Святых мучеников приговорили вывести из озера и подвергнуть новому истязанию - перебить им голени молотами.

30. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца.

31. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.

32. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.

33. Когда костер сгорел до тла, кости святых мучеников остались целы.

34. При этом мучители не успокоились: боясь, что христиане будут поклоняться святым мощам, они решили бросить их в реку. Но Господь снова сохранил в воде все кости мучеников в целости.

35. Через три дня святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас».

36. Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

37. Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы 40 мученикам входит 2 канона.

38. В день памяти 40 мучеников облегчается строгость поста - разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

39. День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близилась весна, и в разгаре был пост - «весна души».

40. Праздник совпадал с днем весеннего равноденствия, очень значимого в языческом сознании наших предков. Это был день, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие.

"Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Сорок мучеников Севастийских - это воины-христиане, которые жизни свои положили во имя Господа Иисуса Христа в городе Севастии (Малая Армения, территория современной Турции). Это произошло в 320 году, при правлении Лициния. В Православной церкви этот день отмечается 9 (22) марта.

В честь этого события в Москве был сооружен храм Сорока мучеников Севастийских, которому тоже пришлось пережить много тяжелых испытаний. Об этом подробно будет описано ниже.

Стоит еще отметить, что праздник Сорока Севастийских мучеников в древнейших месяцесловах относится к самым чтимым праздникам. В день их памяти облегчается строгий пост, разрешается вкушать вино и совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Сорок мучеников Севастийских: житие

После того как погибли в междоусобицах остальные императоры, владыками римского мира остались язычник Лициний и христианин Константин I Великий. Последний в 313 году издал указ о том, что христианам разрешается полная свобода вероисповедания, и с этого момента их права уравниваются с язычниками.

Однако Ликиний был закоренелый язычник. Христиан он считал своими заклятыми врагами. К тому, же он готовил свои войска к войне против Константина, потому что решил окончательно очистить свою землю от приверженцев этой веры.

Агриколай

В то же время в Севастии военачальник Агриколай, ревностный сторонник язычества, под командованием которого ходила дружина из сорока храбрых воинов каппадокийцев-христиан, неоднократно выходивших из сражений победителями, решил заставить их отречься от веры и потребовал принести жертву языческим богам. Но отважные мужи отказались, тогда их сразу арестовали и посадили в темницу. Там они стали усердно молиться Богу и ночью услышали глас Его: «Претерпевший до конца, спасется!».

Тогда Агриколай пошел на хитрость и лесть, он начал восхвалять юношей как мужественных воинов, которые должны снискать себе расположение у самого императора, а поэтому должны отречься от Христа.

Лисий

Ровно через неделю к ним прибыл сановник Лисий, чтобы устроить суд над ними. Но сорок мучеников Севастийских твердо стояли за веру во Христа и были готовы отдать свои жизни. Тогда Лисий приказал побить мучеников камнями. Однако камень, брошенный им самим, попал прямо в лицо Агриколаю. Мучители сильно испугались, почувствовав ту невидимую силу, которая ограждала сорок мучеников Севастийских.

И воинов-христиан опять отвели в темницу, где они продолжали усердно молиться Христу и опять услышали Его глас: «Кто верит в меня, если и умрет, то оживет. Ничего не бойтесь, ибо вас ждут венцы нетленные».

Наутро опять был допрос. Было решено в мороз отвести воинов к озеру и оставить их на льду на всю ночь под стражей. А рядом на берегу для искушения затопили баню. Один из воинов не выдержал и побежал к бане, но, не успев добежать, упал замертво.

Аглаий

В третьем часу ночи Господь послал им свет и тепло, лед под ними растаял, и они оказались в теплой воде. В это время все стражники спали, только Аглаий был на посту. Вдруг он увидел, как над головой каждого воина появился светлый венец. Недосчитавшись одного венца, он понял, что сбежавший лишился его, и тогда Аглаий, разбудив стражников, скинул с себя одежду, закричал, что и он христианин, и присоединился к остальным мученикам. Оказавшись рядом с ними, он стал молиться Богу, в которого верили эти святые воины. И просил, чтобы Христос присоединил его к ним, чтобы и ему сподобиться пострадать с рабами Его.

Утром все увидели, что они все еще живы, а вместе с ними и Аглаий, прославляющий Христа. Тогда их вывели всех из воды, чтобы перебить им голени.

Мелитон

Последний мучеников Севастийских начался со страшных мук. Во время этой страшной экзекуции мать самого молодого воина Мелитона была рядом с ним и убеждала своего сына не бояться испытаний и выдержать все до конца. После пыток изувеченные тела мучеников положили на обоз, чтобы отвезти на сожжение. Но еще юного Мелитона оставили на земле, так как он еще дышал. Оказавшаяся рядом его мать подняла сына на свои плечи и потащила вслед за обозом. По дороге он испустил дух. Мать, дотащив до колесницы сына, положила его рядом с его святыми подвижниками. Вскоре их тела были сожжены на костре, а обгоревшие останки костей выброшены в воду, чтобы их не забрали христиане.

Через три дня во сне епископ Севастийский блаженный Петр увидел сорок мучеников Севастийских, которые велели ему собрать их останки и предать погребению. Ночью епископ вместе с несколькими клириками собрал останки славных святых мучеников и с честью предал их земле.

Храм Сорока Севастийских мучеников в Москве

В память об этих мучениках стали строиться храмы по всей земле. Один из них находится слева от входа в Он примечателен тем, что является усыпальницей Иерусалимских патриархов, хотя первым епископом Иерусалима стал названый брат Иисуса Иаков, который входил в число 70 апостолов. За все время епископов было 43. Позже, в 451 году, в Халкидоне на Четвертом было принято решение возвести епископа Иерусалимского в сан патриарха.

Единственный храм Сорока Мучеников Севастийских был построен и в Москве, его история привлекает и восхищает многих православных. Он находится прямо напротив Новоспасского монастыря, по улице Динамовская, 28. Храм этот изначально имел название Сорокосвятский и обязан своим созданием этому древнему монастырю.

Все началось с того, что царь Михаил Федорович в 1640 году заселил сюда дворцовых каменщиков, которые занимались постройками новых каменных стен обители и его главной святыней - Спасо-Преображенским собором. После завершения всех дел мастера остались жить на этом месте, которое тогда еще носило название Таганская слобода.

Великие потрясения

В 1645 году напротив монастыря ими была построена Сорокосвятская церковь. За всю историю ее неоднократно настигали бедствия. В 1764 году ее ограбили и вынесли всю драгоценности, святой крест и иконы. После чумы 1771 года количество прихожан значительно уменьшилось. В 1773 году случился пожар, и все приходские дома сгорели, храм оказался под угрозой закрытия, но благодаря показаниям дьякона Петра Святославского (Вельяминова) о том, что приходские люди будут отстраивать свои жилища, собор оставили в покое. Сам дьякон был рукоположен в священники, чтобы и дальше служить при этой церкви.

В 1801 году здание было огорожено каменной оградой, была построена новая колокольня. Среди прихожан храма был и знаменитый художник Ф. С. Рокотов, которого позже похоронили на кладбище Новоспасского монастыря.

Подвиг отца Петра

В 1812 году храм Сорока Мучеников был полностью разграблен наполеоновскими войсками. Настоятеля храма (Вельяминова) они мученически убивали. Он отказался им выдать место, где хранились главные ценные святыни. Его изрубили саблями и искололи штыками. Всю ночь он валялся в луже крови, но был еще живой. Утром 3 сентября один француз сжалился над ним и выстрелил ему в голову.

Его тело похоронили без гроба и отпевания, и трижды его выкапывали неприятели. Только 5 декабря, когда его тело в очередной раз было откопано, отца Петра смогли отпеть по церковному чину. Очевидцы рассказывали, что за три месяца тело батюшки, несмотря ни на что, оставалось нетленным, и даже раны кровоточили.

Обновление и очередное осквернение

После революции сценарий для всех церквей был одинаковый, новая власть все рушила и грабила, священников и верующих убивали, отправляли в ссылки. В годы Великой Отечественной в храме располагался цех по изготовлению болванок для снарядов. В 1965 году здесь обосновался НИИ, потом отдел министерства машиностроения. Храм передали церкви лишь в 1990 году по ходатайству патриарха Алексия II.

Заключение

В самом конце надо отметить, что по новому стилю праздник сорока Севастийских мучеников приходится на 22 марта. В России по крестьянскому обычаю в этот день верующие пекут булочки в виде птиц-жаворонков, так как они стали символом славы Господа, вознесенной подвигами великих мучеников, показавших истинное смирение и устремление ввысь, в Царство Небесное, к Христу - Солнцу Правды.