Open
Close

Когда заканчивается яблочный спас в году. Три Спаса в августе: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый

Православных праздников под названием Спас в августе отмечается целых три. Выпадают они на 14, 19 и 29 августа. У каждого из них - вкусное название: медовый, яблочный и ореховый.

Медовый Спас в августе 2016 года

Не переходящий по дате христианский праздник отмечают 14 августа - это Первый Спас, Спас на воде или мокрый Спас, маковый или медовый Спас.

Спас зовется в народе медовым, потому что подходит время подрезать наполненные пчелиные соты и собирать мед нового урожая. А маковым - потому что головки мака наполняются вызревшими черными зернышками, и православные вспоминают о семи Маккавеях, принявших смерть за свою веру в единого Бога.

Спас называется еще и мокрым в честь малого водосвятия. Священники совершали крестный ход на реки и озера, чтобы освятить воду. Православные купались и омывали скотину - смывали грехи и молились о здравии. После этого дня в воду уже не входили, знали, что лето клонится к закату. В эту пору было принято чистить и освящать колодцы.

Яблочный Спас в 2016 году

Празднование среднего, второго или яблочного Спаса, первых осенин, Спаса-на-Горе, Спаса-Преображения, главного из всех Спасовок, начинается 19 августа. Очередной народный праздник урожая приурочен к христианскому дню Преображения Господня.

В час молитвы на горе Фавор Иисус показал ученикам свою божественную сущность, и именно это событие торжественно отмечается верующими 19 августа. В храмах совершается литургия, священники проводят ее в белоснежных одеяниях, символизирующих божественный свет Преображения.

Ореховый Спас 2016

Нерукотворный, холщовый, хлебный, ореховый или малый Спас празднуют 29 августа. Третий Спас отмечается со дня возвращения чудотворного полотна, которым Иисус обтер свое лицо. Полотенце с проявившимся на ткани ликом божьим (Нерукотворный образ) было похищено мусульманами, но 29 августа византийский император выкупил его и перенес в Константинополь.

В народе Спас называли хлебным, ведь к этому дню заканчивался сбор урожая зерна, и из него выпекался первый хлеб. Славяне несли его в храм для освящения. Остатки хлеба заворачивали в холщовую ткань и прятали за икону в своем доме. Православные верили в то, что благословенный хлеб дарует дому благодать и сбережет от бед и голода.

Еще Спас величали ореховым, так как первый ореховый сбор в день малого Спаса также освящали в храме. Спас 29 августа звали еще и холщовым: помня о христианской составляющей праздника, на многочисленных ярмарках торговали холстами и полотном.

Накануне последнего Спаса верующие отмечали Успение Пресвятой Богородицы и завершение Успенского поста, пишет

Одни из самых любимых праздников славян — это три Спаса, который выпадают на период Успенского Поста. С чем связаны эти дни и как их отмечают, вы узнаете, прочитав нашу статью.

В течение Успенского Поста отмечается два праздничных дня и один полупраздничный. В честь Спасителя Христа эти дни в народе называют Спасами, а порой это название означает и само время Поста . В древние времена к этим дням было приурочено много традиций и обычаев, а сами праздники — несколько переосмыслены, но и религиозная составляющая всегда играла в них не последнюю роль.

Медовый Спас в 2016 году

Первый из этих трех праздничных дней, Медовый Спас, также назывался Маковеем или Спасом на воде. В церквях в этот день освящали первый собранный мед и воду, что и дало название празднику. Праздник отмечают ежегодно 14 августа, и с этого дня начинается Успенский Пост.

Также в церкви поминают семь мучеников Маккавеев. В народе это название связали с растением мак, которое поспевает к этому дню. Из него готовили из него выпечку и сладости. Чтобы поддержать традиции Спаса в 2016 году, вы можете тоже приготовить постное угощение с маком и медом.


В русской православной традиции этот день назван Происхождением честных древ Животворящего Креста Как повествует Библия, за исповедование христианства был казнен старец Елеазар, а следом за ним не отреклись от веры и его ученики. Их мать Соломонея также оставалась верной христианству. Тогда правящий в то время Антиох Эпифан решил одного за одним замучить и убить братьев на глазах их матери. Но женщина мужественно выдержала этот ужас и даже нашла силы поддержать младшего сына в вере. Когда он, подобно старшим братьям, выдержал все муки и принял мученическую смерть, мать вознесла руки к небу и начала горячо молиться над останками своих детей. Так она и скончалась, в мольбе над ними.

Яблочный спас — когда освящать яблоки в 2016 году

Для крестьян Яблочный Спас был очень важен, так как на него начинали прощаться с летом и собирали первый урожай. До этого дня обычно не ели яблок, которые появились при урожае этого года. А в в сам праздник все, что успела этому времени породить земля, освящалось в церкви, и яблоки — в первую очередь. Нередко яблоки несли на детские могилки или оставляли в церкви. Также пекли яблочные пироги и запекали яблоки в качестве сладостей. Поскольку Успенский Пост к этому времени все еще длился, использовали только постное тесто. Считалось, что ночи теперь становились холоднее. По-другому этот день также называли Второй Спас или Осенины.

Православная Церковь отмечает в это день большой праздник: Преображение Господне . Он всегда выпадает на 19 августа. В Библии описываются следующие события: Иисус предрек, что трое из его учеников успеют при жизни увидеть Царствие Божие. Спустя буквально шесть дней Он с тремя своими самыми близкими учениками, апостолами Петром, Иоанном и Иаковом, поднялся на гору молиться. Там произошли поистине великие события: его лицо просияло, и одежды стали излучать свет. Явились пророки Моисей и Илия, а из облака, которым осенило всех находящихся на горе, послышался голос Бога, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и повелевший слушать его.


Хлебный Спас

Последний день из Спасов ежегодно приходится на 29 августа. Иначе его называют Ореховым. В церковной традиции этот день является попразднеством большого праздника Успения Богородицы. Крестьяне выпекали первый хлеб из зерна, собранного в этом году, и продавали холсты. Почитали мученика Диомида, которому молились на избавление от всевозможных недугов, и молились иконе Феодоровской Божией Матери. Начинали сеять озимые, завершали летние полевые работы. С этим праздником связано очень много примет и обычаев , которые живы и по сей день.

Все эти три праздника очень традиционны и потому помогают поддерживать не только духовное начало в человеке, но и связь между многими поколениями.

Чтите древние традиции!

«Медовый», «яблочный», «ореховый»/«хлебный»

Август по праву считается одним из самых богатых на праздники летних месяцев. Причём традиции эти уходят корнями еще в далёкую древность. Название праздника «Спас» образовалось как сокращение от «Спаситель». Так в церкви принято именовать Христа за спасение человеческого рода. По церковному календарю полагается отмечать три Спаса: яблочный, ореховый и медовый. Дата каждого из них остаётся неизменной из года в год.

Медовый спас - 14 августа

14 августа 2016 года начинается Успенский пост , который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа. В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом”.


Первое, что нам потребуется сделать на медовый спас, — это освятить мёд и соты. В этот день принято печь медовики, пряники и пить квас, причём всё с мёдом. По старинным традициям важно угощать друг друга этим продуктом пчеловодства и раздавать его на паперти бедным.


Также следует святить воду в такой день, целебные травы и мак. Отсюда, кстати, и второе название спаса - Маковей . С этого дня начинается один из самых коротких, но строжайших христианских постов - Успенский. Он завершает собой церковный год, символизируя новолетие.

Яблочный Спас - 19 августа

- Преображение Господне


В этот день каждый год православный мир отмечает Преображение Господне. Обычно в такое время начинается сбор урожая в садах, отсюда и название - яблочный спас. Также существует в народе поверье, что именно с этого момента начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени.


В былые времена крестьяне обязательно пекли пироги из первого урожая яблок, варили из них компоты и приглашали гостей. Юные девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки. Также люди выходили в поля и с песнями и хороводами встречали приходящую осень.

Этот праздник символизировал начало сбора лесных орешков. В древности они были одним из важных продуктов питания и зимних заготовок. Ореховый является третьим и последним спасом в году. Также его принято называть «Хлебным », поскольку в это время завершалась жатва яровых. И все уважающие себя хозяйки с самого утра занимались приготовлением теста и выпечкой хлеба с пирогами.


Есть у праздника и третье название - «Холщовый ». В этот день в 944 году свершилось перенесение нерукотворного образа Христа в Константинополь из Эдессы. Он представлял собой кусок полотна, на котором согласно Священному Писанию был отпечатан лик Спасителя. В это время по всей Руси шла активная торговля тканью и полотном.

Он завершает собой лето и богат интересными традициями прощания с последним теплом. На ореховый спас принято святить новые колодцы и чистить старые перед зимой. Кроме того, следует пить воду из подземных источников, которая в этот день считается целебной. Также нельзя оставлять недоеденный хлеб или тем более его выкидывать. Отсюда, к слову, и пошла поговорка: «Хлеб всему голова ».

Более того, обязательно на каждом столе должно присутствовать блюдо с орешками, которыми необходимо угостить всех родных и близких людей. Хлеб и орехи традиционно освящают в церкви, а во многих городах и населённых пунктах проводятся самые настоящие ярмарки в этот день.


В этом году исполняется 950 лет от учреждения Андреем Боголюбским Спасовых христианских празднеств. Какие будут спасы в августе 2016 года и когда именно? По датам и по соотнесению: 14 августа - Празднества Всемилостивого Спасителя, т. е. Медовый (или Мокрый) Спас; 19 августа - Празднества Преображение Господня, т. е. Яблочный Спас и 29 августа - Празднества перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, т. е. Ореховый Спас, известный для южных областей как Маковый. Все спасы в 2016 году (медовый, яблочный, ореховый) известны своим особым ритуалом, набором угощений на праздничном столе, собственными историями и легендами. Церковные праздники были соотнесены с циклами по сбору по видам урожая.

Так на Первый спас, в Константинополе проносили Честное Древо Креста по городу. Люди верили, что такой ритуал - лучшее средство от любых недугов. Кроме этого, в эти дни христианские священники освящали источники. Откуда и «мокрое» название Спаса. Считалось полезным купание в освящённых водах, особенно в дни освящения. С этим всем было сопоставлено освящение продуктов и изделий из них, сопровождавшееся обильными дарами церкви. Считалось, что если не освятить и не принести щедрые дары в церковь, то это приведёт к оскудению как в пчеловодстве и выращивании плодовых и ягодных культур, так и с маково-орешными сборами. Например, если не собрать вовремя и не освятить мёд, то его обязательно будут растаскивать соседние пчёлы. С маком тоже были собственные представления. Церковным уставом рекомендовалось выпекать маковники по определённой процедуре, заканчивающейся освящением как выпечки, так и собранных головок мака. Считалось, что освящённый и добавленный в продукты мак служит замечательным чертогоном.

По Церковному Уставу плоды винограда и яблок до их освящения не рекомендовалось употреблять в пищу на праздник . Со дня Медового Спаса начинается Успенский пост, продолжающийся до Орехового (Макового) Спаса, с рекомендациями соблюдения ограничений в употреблении животной пищи. Всего лишь месяц отделяет Успенский пост от предыдущего - . Потом следует двухдневный в сентябре и за этим в конце ноября начинается Рождественский Пост, продолжающийся до Рождества Христова.

Надо отдать должное, что церковные запреты и посты не только приобщали к более частому общению со служителями церкви и соответственно дополнительным подношениям, но содержали и полезные диетологические каноны.

Медовый спас

С древнейших времён люди радовались получению даров от Природы-Матери. Богатый и правильно сохранённый, собранный урожай спасал людей от голода и болезней до получения следующих подарков Природы. К этому приурочивались праздники по сбору разных видов урожая, которые сопровождались особыми ритуалами, жертвоприношениями и славлениями Матери Природы и Богов, которые, по мнению людей, способствовали удаче, плодородию и урожайности. Известны праздники по окончанию сезона по сбору мёда у народов Саяно-Алтайского региона, Поволжья, Северо-Запада, Центральных и Южных областей России.

Важность пчёл и мёда для разных народов России доказаны археологическими раскопками, отнесёнными к XII-I тысячелетиям до н.э. в Европейской части России. Есть и рисунки на берегах реки Енисей, датируемые II тысячелетием до н. э. В этом году 14 августа христиане России будут праздновать 950-летие учреждения Андреем Боголюбским Медового Спаса, который занял место проводимых в Ведической Руси дней урожая. Праздники по сбору мёда, например, проводились со славлением Спаса-Даждьбога. Который, например, послал дождь на землю и спас от засухи и неурожая. В эти дни не забывались славления Велеса, Лады и Макоши, отвечающих у славян за труд, плодородие и удачу.

Большинство известных с древнейших времён народных праздников переиначивались в церковно-христианские, поскольку основной двигающей причиной этого было создание института податей церковной десятины и объяснение зависимости церковных крестьян от церкви и монастырей, которые были, по сути дела, крепостниками, где владельцем был не светский хозяин, а христианская церковь. Ведь по пониманию внуков божьих, коими считали себя, например, восточные славяне, они по природе своей не могли быть ни рабами божьими, ни рабами светских хозяев. А Бог у славян был Отцом, наследство дающим и дарами одаривающим. Неудивительно, что с очень древних времён известны блюда, напитки и лекарства, приготовляемые с использованием мёда.

Мёд применялся при консервировании многих продуктов, тогда как сейчас по рецептуре мы используем сахар. Особо ценным составляющим мёд был при приготовлении лекарств, да и сам являлся лекарством, например, при простудных заболеваниях. Мёд, который сам являлся спасом от многих болезней и припасом, как один из важнейших продуктов, был сам обоготворён нашими предками. Может поэтому древнеславянский напиток сурья, который считался напитком богов, известный даже в Индии, изготавливался на основе мёда.

На Палестине - родине библейского Иисуса Христа, известен финиковый мёд, который тоже обладает многими лечебными и кулинарными качествами. Но тот продукт только по аналогии называется мёдом, и, скорее всего, его нужно отнести к фруктовым сиропам, а не к плодам труда уважаемых северными народами пчёл. Может быть, христианам более близко понятие финикового спаса?

Яблочный и Ореховый (маковый) Спасы

Как ни странно, просматривая многие труды, начиная от Святого Писания, не удалось наткнуться на обожествление на Палестине таких плодов, как яблоко. Что-то похожее на яблоко, и то может быть из-за некачественного перевода на русский, это - эшта. Вроде это звучит как сахарное яблоко, но ни видом, ни мякотью, ни вкусом, не напоминает известные нам плоды. Есть некое вкусовое сравнение с яблочно-дынно-клубничным йогуртом. По виду этот фрукт чем-то походит на кедровую шишку. Само фруктовое дерево, даже отдалённо не напоминает яблоню. Например, из эшты не принято делать сок, как это делается из яблока. Эшта растёт практически круглогодично, с неким пиком в октябре-ноябре, что никак не сопоставляется с 19 августа, когда российские христиане справляют яблочный спас.

Известно, что античные греки узнали об яблоках быстрее римлян, поскольку в Северном Причерноморье были греческие колонии, куда римляне попали гораздо позже. В настоящее время адаптированная к италийскому климату яблоня насчитывает десятки сортов. Может, христианам стоило справлять эштовый спас? Или кто-то что-то неправильно перевёл? Аналогию можно приводить и с Ореховым Спасом, который справляется российскими христианами 29 августа. Для южан это называется маковым спасом. Преобладающее количество жителей Ближнего Востока, в том числе и Палестины, две тысячи лет назад, скорее всего, даже не догадывались, что орехи, которые даёт Природа-Мать на территории от Калининграда и Крыма до Камчатки и Владивостока, имеют много видов и форм. Неудивительно, что аналогичных праздников нет в преобладающем количестве христианских стран, например, Африки и Южной Америки. Это ведь сельскохозяйственные праздники, привязанные к конкретным странам мира и к укладам жизни народов, населяющих эти страны.

Интересно, что даже с близкой христианской церковью Армении есть не сопоставимые с каноническими понятия в церковных ритуалах. Такие понятия и слова как спас, спасение, припас и спаситель и родственные им слова всегда имели важное духовное и практическое наполнение в жизни славянских народов, населяющих Русь. В России, вплоть до победы Октябрьской революции, у многих народов существовало двоеверие. Одни, когда это было принято, ходили в церковь, но с удовольствием праздновали Ивана Купалу и Коляду, а при необходимости вспоминали Чура, Домового и Лешего. До сих пор в памяти народа Масленица. Другие, например, как тюркоязычные народы, отбивали намаз, но не забывали Отца небесного Тэнгри-хана и матушку Умай. Даже большевики в трудную минуту не гнушались пользоваться услугами шамана, бабки-знахарки или ведающей матери. А народная память - она ведь на генном уровне зарыта глубоко в подсознании, но часто нам даёт ответы на интересующие вопросы.

Из истории праздников

До христианских праздников, практически в эти же даты, существовали свои праздники, связанные со сбором урожая (День Снопа-Велеса, День Крышня, Спас Коляды и Овсеня, Успение Майи Златогорки, День Майи Златогорки, День огненного волха, Таусень, Овсень малый, Торжество Майи, День Митры, солнцеворот). Череда сентябрьских праздников называлась осенинами. К каждому празднику был свой ритуал и свой набор блюд, угощений и напитков.

Эти праздники вычислялись по ходу солнца, луны и звёзд и сопоставимы с этими датами в используемом в настоящее время календарём.

В наше время в России на период с 10 по 31 августа попадает множество светских праздников: День физкультурника, строителя, ВВС, археолога, трейдера, Воздушного Флота России, пчеловода, День Государственного флага РФ, шахтера, российского кино, спецназа, Международный день блогера. Интересно, что при идеологической борьбе на разных временных этапах существовала не только замена праздников, но даже были чем-то напоминающие ритуалы. Сопоставление просматривается, хотя оба ритуала были в разные времена года.

Из кухни божьих правнуков

Надо отметить, что сладкие блюда на Руси подавались, как и сейчас, в самом конце трапез. Сейчас мы это называем - на десерт. По древним источникам мёд - важнейшее составляющее кваса, каравая, кутьи, многих видов киселей, сыта, узвара и сурьи, в которые добавлялись разные травы, что переводило яства как в категорию средств профилактики болезней, так и лекарственных препаратов. Так, например, орех на меду с чесночным соком, с добавками репейника и других компонентов - было одним из средств для увеличения мужской силы, а также как средством для роста волос и омоложения кожи. Важнейшим составляющим для создания креплёных напитков, наливок, медовух, по крепости которые, как правило, не превышали 2-7 градусов. Наиболее известно из них пиво. Бывало, что сурью (или сурицу) доводили до 20-ти градусов крепости.

Не менее интересный перечень блюд с использованием яблок, который далеко не ограничивался только мочёными яблоками, яблочными напитками и вареньями. В сочетании с другими плодами, ягодами, фруктами и травами получались удивительные по вкусу начинки для выпечки. Немаловажное значение в меню имел орех. Список блюд начинался с натурального ореха и его смешивания с мёдом. Орех как белковый заменитель ценился не менее бобовых культур. Не стоит забывать, что наши пращуры в основном были вегетарианцами (спорная гипотеза), поскольку считалось, что мясо старит и укорачивает жизнь. Даже Богам не было животных жертвоприношений, поскольку большинство животных было тотемными. Например, корова как и в Индии считалась священным животным и в пищу не употреблялась. Мясо в разумных пределах дозволялось в употребление воинам, считалось что при чрезмерном употреблении мяса можно переродиться в зверя.

На основе яблок известны культовые и лекарственные рецепты напитков и яств, используемых для лечения, ворожбы и гаданий. Не умаляя значения злаковых, например, на свадьбу молодожёнам обязательно дарился бочонок мёда и жбан орех, с которыми они должны были справиться в медовый месяц. Наверное, не стоит объяснять название послесвадебного медового месяца. Неудивительно, что большинство рецептов осталось неизменными за более чем тысячелетие. Разве что сами рецепты несколько изменились из-за появления новых видов продуктов питания и даже ухудшились, при использовании заменителей и отказе от лечебных травяных и природных добавок.

Надо отметить, что основные праздники проходили на осенины и особенно на осеннее солнцестояние, поскольку на тот момент все припасы, как правило, были сделаны. Большинство первоочередных сельхозработ было проведено, и праздничный стол отличался изобилием. Промежуточные праздники были больше связаны с необходимостью промежуточных поборов от властителей, жрецов, церковнослужителей и прочего перечня лиц, кормившихся трудами крестьян.

С приходом последнего летнего месяца все христиане ожидают три больших религиозных праздника - Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С ними связано множество не только православных, а и истинно украинских обрядов и традиций. Даты, на которые припадают эти праздники, неизменны из года в год. Первым отмечают Медовый Спас - 14 августа, затем Яблочный Спас - 19 числа, а в конце месяца - Ореховый Спас, который принято праздновать 29 августа.

Медовый (Маковый) Спас - 14 августа 2016 года

Медовый Спас также называют и Маковым, или же Маковея (Макковей). Первый Спас также является Мокрым, или Спасом на воде. Принято чествовать воду, печь пряники, пироги и блинчики с медом и маком. Считается, что по дню первого Спаса судят о том, каким будет третий - Ореховый. В этот день начинается Успенский пост, который длится до 27 августа. Это единственный многодневный православный пост в честь Богородицы и её Успения. Также празднования спаса, связаны не только с религиозными событиями, а и с сельскими полевыми работами. Считается, что Медовый спас знаменует начало сбора урожая.

Яблочный (Яблоневый) Спас - 19 августа 2016 года

Традиционно к празднованию Яблочного Спаса начинают готовиться за 2 недели. В этот период нельзя употреблять яблоки. Такой запрет особенно касается женщин, поскольку считается, что в таком случае она принимает на себя грех праматери Евы. Также не стоит отгонять и убивать насекомых. Если муха села на руку 2 раза - это предвещание успеха и благополучия.

Существует поверье, что в сам день Яблочного спаса все яблоки обретают особые чудодейственные свойства. Поэтому хозяйки святят все фрукты, готовят различные блюда с яблоками, делают заготовки на зиму. Люди верят, что желание, загаданное перед тем, как откусить кусочек яблока, обязательно сбудется.

Еще одной традицией является предвещание, какой будет грядущая осень и зима. Сухой день сулит сухую осень, дожди в этот день предвещают дождливую осень, а ясное солнце говорит о суровой будущей зиме.

Ореховый (Хлебный) Спас - 29 августа 2016 года

Третий Спас - Ореховый. В этот день непременно нужно пойти в церковь, помолиться и освятить корзинку с яблоками, виноградом, орехами, медом и хлебом. С давних пор в народе также считалось, что ветки ореха в этот день имеют особую силу. Например, банный веник изготовленный из орешника способен вылечить человека от любых болезней.

На Ореховый Спас также припадает великий религиозный праздник - Успение Пресвятой Богородицы. Поэтому 29 августа в церкви проводят праздничную литургию.