Open
Close

Чему посвящен праздник рождество. Рождество: история и традиции праздника

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. «Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).

Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы – «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (от марта). Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру». Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана – в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII – Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII – святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX – преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока – Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской – праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: «не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился». К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда «бе Иисус лет яко тридесять» (Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных – до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2, 10 – 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

Совсем скоро во всем мире начнется череда зимних дней, во время которых люди будут наряжать елки, ходит друг к другу в гости и дарить подарки. Новый год и Рождество считаются по-настоящему семейными праздниками, объединяющими и примиряющими всех близких. Однако сегодня немногие понимают, откуда пришли к нам те или иные традиции празднования этих дат. И если Новый год нам в большей степени понятен, то вот что такое Рождество, могут рассказать далеко не все россияне и жители других стран. А на самом деле историю этого праздника и его значение не только для верующих, но и для обычных людей сложно переоценить. Ведь все мы ведем летоисчисление со дня Рождества Христова и должны понимать, насколько важной является эта дата для всего человечества. Сегодня мы расскажем вам не только об истоках праздниках, но и о его главных традициях, которые пришли к нам от предков. Итак, что такое Рождество?

История праздника

Ни для кого не секрет, что православная и католическая церкви празднуют Рождество в разные дни. Все приверженцы православия традиционно начинают праздновать в ночь с шестого на седьмое января, а вот у католиков это происходит гораздо раньше - двадцать пятого декабря. У этих расхождений существует вполне определенная причина, но о ней мы поговорим немного позже. А сейчас расскажем вам, что такое Рождество на самом деле.

В ночь на седьмое января все мы вспоминаем день, когда Дева Мария произвела на свет младенца Христа, ставшего Спасителем человечества. Если обратиться к Евангелию, то там очень подробно рассказано, как именно появился на свет Иисус.

Иосиф и Мария, которая в этот момент была на сносях, преодолели долгий путь до Вифлеема, где проводилась перепись населения. Город был переполнен и пара не могла попасть ни на один постоялый двор. Чтобы не остаться ночью на улице, они были вынуждены остановиться в хлеву, где Мария и родила Сына Божия. Так как у нее практически ничего не было с собой для младенца, она уложила новорожденного в кормушку для скота.

Поклониться Спасителю человечества пришли пастухи, к которым явились ангелы и сообщили благую весть. Следом за ним прибыли волхвы и принесли младенцу дары. Привела их звезда, загоревшаяся на небе в час рождения Иисуса.

С тех пор одной из традиций праздника является украшение звездой елки, она будто напоминает о том времени, когда люди получили шанс на спасение своей души.

Становление праздника

До четвертого века никто не слышал о таком празднике, как Рождество. Первые упоминания о нем появились лишь в четвертом веке. Однако в это время он еще не превратился в самостоятельную дату, а был совмещен с Богоявлением. Оба праздника выпадали на шестое января.

В тридцатых годах четвертого века римский понтифик своим указом разделил оба праздника и повелел отмечать Рождество двадцать пятого декабря. Постепенно данная традиция распространилась на весь христианский мир без исключения.

Примечательно, что церковь долгое время не могла определиться с точной датой рождения Христа. Многие священнослужители считали, что это событие произошло вовсе не зимой, а ближе к началу осени. И было бы исторически правильно перенести праздник на этот период. Однако именно в начале осени для язычников, придерживающихся культа солнца, начиналось время ритуалов и обрядов. Чтобы окончательно отделить язычество от христианства, церковь остановила свой выбор на декабре. Некоторые священнослужители, в свою очередь, приводили доказательства того, что именно двадцать пятое декабря является наиболее близкой датой к реальному дню рождения Христа.

Седьмое января или двадцать пятое декабря: когда отмечаем

Православный праздник Рождество, как известно, отмечается в ночь на седьмое января. Однако наш внимательный читатель помнит, что мы обещали рассказать, почему существуют такие противоречия между датами церковного праздника. На самом деле в реальности никаких различий не существует. Просто католическая церковь когда-то перешла на новый стиль летоисчисления, а вот православная по-прежнему придерживается старого.

Исходя из этого, даты всех праздников немного сдвинулись и теперь самый главный день христианине в зависимости от своей принадлежности к той или иной церкви отмечают с разницей практически в две недели.

Рождественские традиции Древней Руси

На Руси праздник всегда начинался шестого января. В сочельник было принято собираться всей семьей и вместе готовить обильный ужин. Обычно он состоял из каши, кутьи, пирогов и другой выпечки. Традиционными были небольшие фигурки, изображающие животных. Для них заводилось тесто из пшеничной муки, а сами печенья шли на украшение стола, дома и подарки близким.

Начинали праздничную трапезу старшие члены семейства с воспоминаний об ушедшем годе. Они перечисляли все хорошее принесенное им и только потом принимались за угощение. После них приступали к трапезе все остальные члены семьи. Оставшаяся после ужина пища должна была быть отдана беднякам. Они обычно собирались около храмов и церквей.

Храмы всегда празднично украшались в честь Рождества, люди несли в них еловые ветви и считали за честь принять участие в их размещении. Сам праздник имел очень глубокий смысл, считалось, что в кругу семьи необходимо обязательно вспомнить Иисуса и его чудеса. Подобные разговоры ведут к очищению души, и дают возможность избавиться от накопившихся грехов.

Как празднуют Рождество в России сегодня?

Конечно, мы уже давно отошли от традиционного значения этого великого праздника. Для большинства людей он является еще одним днем, когда можно собраться с друзьями и весело провести время. Однако определенные ритуалы соблюдают абсолютно все наши соотечественники.

Православные россияне накрывают на праздник стол. Традиционно он должен быть богатым и включать курицу или утку. Эти блюда считаются самыми подходящими для православного Рождества. Многие выставляют на стол соленья и выпечку собственного приготовления.

Праздник принято проводить весело и встречать его в светлых одеждах. Они символизируют избавление от грехов. Если Новый год наши соотечественники часто проводят вне дома, то в Рождество все же стараются собраться более тесным кругом.

В рождественскую ночь необходимо делать друг другу подарки. Они могут быть небольшими и чисто символическими, но в любом случае это является отсылом к тем временам, когда волхвы принесли к колыбели Христа свои дары.

Не стоит забывать в праздник и о гаданиях. Именно в этот период можно узнать свою будущую судьбу, особенно это актуально для незамужних женщин, мечтающих встретить суженого.

Рождество Пресвятой Богородицы

Уивительно, но многие часто путают между собой церковные праздники. Большие проблемы вызывает Рождество Пресвятой Богородицы, эту дату нередко ошибочно относят к седьмому января. Однако на самом деле этот день никак не относится к появлению на свет Иисуса Христа. Праздник провозглашен церковью в честь рождения Его матери - Девы Марии.

Она очень почитаема в христианстве. Как католики, так и православные посвящают ей многочисленные молитвы и никогда она не остается глуха к просьбам страждущих. Дату Рождества Богородицы можно определить по церковному календарю. К примеру, в текущем году праздник был двадцать первого сентября.

Надеемся, после прочтения нашей статьи вы точно будете знать, что такое Рождество, и проникнитесь глубоким смыслом этого праздника.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Его значение настолько велико, что даже летоисчисление ведется именно с момента появления на небе первой звезды, знаменующей Рождение Иисуса Христа.

Великий праздник начинается накануне, 6 января, со Святого Вечера. Для православных это последний день 40-дневного поста и период усиленного приготовления к празднованию Рождества Христова.

Рождество

Праздник установлен в честь Рождения во плоти Сына Божьего Девой Марией. Согласно Евангелию, Иисус Христос родился во времена правления императора Августа в иудейском городе Вифлееме.

Согласно преданию Евангелия, мать Иисуса Христа Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота. Там Мария и родила Сына Божия. Пресвятая Дева спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: "Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи отправились в пещеру и первые поклонились младенцу. На небе засияла Вифлеемская звезда.

Следуя за путеводной звездой, волхвы (древние мудрецы) достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

Именно с тех давних времен пришла традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку. Традиция отмечать это событие как праздник появилась значительно позже. Одно из первых упоминаний о дне празднования рождения Иисуса Христа датируется четвертым веком.

История праздника

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах Рождество Христово соединялось с праздником Крещения и отмечалось 6 января, и было известно под именем Богоявления.

© photo: Sputnik / Рамиль Ситдиков

Работа итальянского художника Роберто Ванадиа "Как новый Вифлеем"

Основная и первоначальная цель установления праздника — воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия.

Рождество Христово было впервые отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова.

С тех пор весь христианский мир отмечает Рождество Христово 25 декабря. Исключение составляет Армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления 6 января.

Перенесением праздника на 25 декабря Церковь хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. Отцы церкви считали, что 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно — во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

© photo: Sputnik / В. Робинов

Икона "Рождество Христово"

Грузинская, Русская, Иерусалимская, Сербская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри (в Греции), католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря, также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января.

Седьмого января Рождество Христово справляют также православные и греко-католики в Украине, Коптская православная церковь в Египте, православные Беларуси, Македонии, Казахстана и Кыргызстана.

Шоба

Рождество Христово в Грузии — как и во всем христианском мире, одно из главнейших торжеств и называется по-грузински "Шоба". Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй отслужит в Кафедральном Соборе Пресвятой Троицы — Самеба, в Тбилиси рождественскую литургию, которая начнется 6 января в 23:00.

В каждой части Грузии Рождество Христово отмечают по-своему, но традиционные шествия "Алило", проводятся в каждом регионе страны.

Грузинское "Алило" происходит от слова "Аллилуйя", то есть восхваление Бога. Это древняя традиция рождественского шествия в честь рождения младенца Иисуса, которую в последние годы возобновила патриархия Грузии.

В Тбилиси шествие начинается с площади Роз и идет до кафедрального собора Самеба, где участников, по традиции, встречает Патриарх и передает подарки и сладости.

Участники "Алило" проходят по центру города, распевая рождественские народные и церковные песни. Костюмы участников шествия напоминают рождественских библейских персонажей: это ангелы с венками на головах — "махаробели", то есть "вестники радости", волхвы с подарками, а также пастухи.

В шествии также участвуют духовные лица, прихожане различных церквей. В сопровождающие участников шествия тележки, запряженные быками, все желающие складывают свои подношения — сладости, фрукты, игрушки, другие дары, которые после завершения "Алило" будут розданы детским домам, приютам для престарелых, больницам и нуждающимся.

Еще одна рождественская традиция, которую ввел в Грузии Илия Второй. В Рождественскую полночь в окнах домов каждый житель зажигает церковную свечу, призванную осветить Пресвятой Богородице и младенцу Иисусу путь в их дома и сердца.

В каждом из регионов Грузии Рождество отмечают по-своему и готовят характерные именно для него праздничные блюда. Рождество Христово в разных регионах страны даже называют по-разному. В Самегрело, к примеру, этот праздник зовут "Христовым вечером", в Раче и Нижней Сванетии — "Чантлоба", в Верхней Сванетии — "Шоби" (Рождество), в Картли — "Христов Сочельник", а в Мтиулети — "Тхилоба" (Время орехов).

Святки

На Руси Святки начинаются в канун великого праздника — в сочельник ужином с Рождественской кутьей и кашей, пирогом с кренделями. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Во многих странах, как и в России, Рождество считали одним из главных семейных праздников. К празднику также пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым.

Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — все хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество.

К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками. После богослужения вкушали всевозможные мясные и рыбные закуски, запеченного гуся с яблоками.

© photo: Sputnik / Виктор Толочко

Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую — жареным картофелем.

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами было переодевание и колядование.

В честь старинной традиции парни и девушки наряжались в устрашающие наряды, костюмы животных и ходили по домам с пением колядок — рождественских гимнов. Устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления.

На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать — петь народные песни о Рождестве Христовом.

Старшее поколение тоже не скучало: старики воспоминали и рассказывали обычаи, женщины гадали.

Обычаи и приметы

По древнему обычаю, в рождественскую ночь вы должны загадать самое заветное желание, и оно обязательно сбудется. Именно в эту ночь, по старинным поверьям, вода, сама природа и воздух, становятся волшебными и это помогает сбываться вашим желаниям.

Рождественские традиции говорят и о том, что в праздники вы обязательно должны весело проводить время, никогда не грустить и наслаждаться жизнью.

© photo: Sputnik / A. Sverdlov

Чеканная икона "Рождество Христово". XVII век. Национальный музей искусств Грузии

В народе считалось, что в канун Рождества выходит на свет вся нечисть и гуляет вплоть до Крещения Христова. Именно в этот промежуток времени становились популярными гадания, обряды и ритуалы.

В Рождественскую ночь обязательно нужно посмотреть на небо. Хорошей приметой является увидеть в эту ночь падающую звезду.

Обильный снег на рождественские праздники указывает на то, что будет теплая весна.

Если в праздники вы потеряли расческу, то рождественские приметы говорят, что найдете суженного.

На рождественские праздники обязательно посетите магазин и купите милые безделушки, которые станут вашими оберегами до следующего Рождества.

© photo: Sputnik / Александр Лыскин

Репродукция иконы "Рождество Господа Иисуса Христа". XV век

Если кот спешит удрать утром в праздник, значит появится жених, кошка — невеста.

На Рождество следует сходить в гости или принять гостей у себя дома, тогда весь год к вам будут приходить только хорошие люди.

Если в праздники начинают звонить часы, которые вы не трогали уже долгое время, значит скоро отправитесь в путешествие.

Рождество следует встречать в одежде светлых и ярких тонах, так как печалиться в такой светлый и веселый день нельзя.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Празднуют Рождество, и с 24 на 25 декабря, и с 6 на 7 января — так когда же посетить храм и как это сделать, какие традиции соблюсти? Многие православные люди интересуются, когда праздновать Рождество. Об этом мы расскажем в нашей статье.

Почему Рождество празднуют в разные дни

В главных христианских Церквях разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая — по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).

В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.

Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.


История Рождества Христова

В Рождество празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали — переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было — они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.

Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.

В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок — недели между Рождеством Христовым и Крещением.


Как готовиться к празднику Рождества и Нового года?

День перед Рождеством, 6 января, — Сочельник. В этот день до «вечерней звезды», то есть до сумерек, по Уставу Церкви совсем не ели, можно было только пить воду или чай. В наше время трудно выполнить такой строгий пост. Постарайтесь, особенно если вы не постились в течение поста Рождественского, принести Господу небольшую жертву – воздержитесь с утра в этот день от мясных и молочных продуктов, от рыбы (даже хотя бы от чего-то одного, в том числе от сладостей). Интересно, что существовала историческая шутка, когда граф Суворов ничего не ел во время ужина у Екатерины Второй перед Рождеством. На ее вопрос, отчего, придворные пояснили, что до первой звезды нельзя. Императрица позвала слуг и пожаловала орден — «звезду графу Суворову».

На самом деле в Уставе и поговорке «до первой звезды нельзя» имеет в виду не появление небесных звезд, а пение в церкви слов тропаря, молитвы в честь праздника Рождества Христова, где упоминается слово звезда.

«Рождество Твое, Христов Бог наш, просияло миру как свет разума: в нем звездам служащие (волхвы) учились звездой Тебе поклоняться, Солнцу Правды, и Тебе знать, Идущего с высоты Востока. Господи, слава Тебе».

Вот почему в Сочельник советуют поститься до вечернего Рождественского богослужения, посетить храм, а потом разговеться за праздничным столом.

Это не так сложно, как кажется: ведь многие именно так, вынужденно постясь, проводят 31 декабря: жена в хлопотах по кухне не успевает поесть, а семья, заглядывая в холодильник, слышит от мамы: «Не трогай, это на Новый год!» Зато у поста в Сочельник в преддверии Рождества есть глубокий смысл, отличная от просто «создания праздничного настроя» духовная цель. Ожидая Рождество, стоит уделить больше внимания содержательной подготовке к празднику, а не ужину. Приготовьтесь, например, к Исповеди и Причастию молитвой и воспоминанием грехов, Исповедуйтесь накануне, потому что в ночь с 6 на 7 января и даже утром 7 января в храмах многолюдно. Исповедоваться будет трудно, а вот причаститься — праздник вдвойне, двойная благодать.

Если вы не планируете причащаться, почитайте Евангелие вслух, всей семьей или расскажите детям о поклонении волхвов, о пении Ангелов и радости пастухов, глядящих на Младенца Христа – Царя Мира, смиренно лежащего в яслях. Об традициях подготовки к Рождеству и праздничных дореволюционных обычаях писал писатель Иван Шмелев в своем удивительном, созданном от лица ребенка романе «Лето Господне». Рождественские главы из него вы тоже можете почитать самостоятельно в Сочельник.


Молитва в церкви на Рождество

Многие люди, которые пока не знают о Церкви много, привыкают быть «захожанами» — заходить, когда удобно, ставить свечи и не молиться за богослужениями. Однако Сам Господь говорит о церковной молитве за общим богослужением: «Где двое-трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них».

Изначальное значение слова «Церковь» — собрание учеников Христа, христиан; в переводе — «собрание». Интересно, что первые христиане собирались зачастую не только в зданиях, важно, что они были вместе даже под открытым небом и могли совершать Таинства, молиться.

Поэтому старайтесь не просто прийти в церковь в Рождество, но и помолиться, а еще лучше — подготовиться и причаститься за Литургией. Главная служба в церкви, главное Таинство — Литургия. Самая сильная молитва — это любое поминовение человека за Литургией и, конечно, само причащение. За человека во время Таинства Евхаристии молится вся Церковь. Причащаясь, люди получают великую силу и благодать от Бога.

Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.


Как идет служба в церкви на Рождество — чинопоследование

Отметим, что не в каждом в каждом православном храме совершается ночное богослужение с 6 на 7 января. Могут быть варианты, и вы можете пойти в тот храм, который вам удобнее посетить, по тому графику, к которому вы готовы. Обязательно проверьте на храмовом стенде

Надо сказать, что храмы и соборы открываются в разное время, в разное время совершаются и службы в зависимости от

  • Региона, местоположения;
  • При монастыре ли храм или приходской;
  • Времени года — в малых, сельских храмах.

Перед Рождеством обязательно будет совершено торжественное вечерне богослужение — Всенощное бдение. Название — лишь традиция, богослужение идет не всю ночь, а примерно 2-3 часа в разных храмах.

Всенощное бдение начинается или в 17, или в 18:00. Иногда — в редких случаях, в селе, в удаленной обители — в 16:00. В монастырях богослужения и Литургии, и Всенощного бдения идут дольше.

На следующий день утром, примерно в 9 или 10:00 будет совершена Божественная литургия, за которой можно причаститься Святых Христовых Тайн. Соответственно, вы можете пойти на оба богослужения, или только на одно.

Однако есть и другой вариант. Вечером 6 января богослужение богослужение святого начнется в 23:30. Тогда в течение ночи совершат всенощное бдение, часы и Божественную литургию.

Всенощное бдение начинается повечерьем, на котором читаются пророчества, псалмы, а в середине хор поет торжественное праздничное песнопение «С нами Бог». Оно включает в себя пение стихов из пророческой книги Исаии о том, что ныне с людьми присутствует сам великий Бог, Отец будущего века. Это песнопение начинается словами «С нами Бог, разумейте языцы (то есть народы) и покаряйтеся (покоряйтесь силе Божией), яко (потому что) с нами Бог».

Сразу вслед за великим повечерием совершается праздничная рождественская вечерня. Она начинается литией, частью богослужения, на которой освящаются хлеб, растительное масло (елей), пшеница и вино. Затем совершается богослужение праздничной утрени, на которой хор исполняет многие торжественные песнопения. На утрени читается отрывок из Евангелия, повествующий о событии Рождества Христова.К утрени присоединяются «часы» (краткие богослужения, состоящие из чтения трех псалмов и некоторых молитв). Так заканчивается праздничное Всенощное бдение. Оно займет около полутора часов.

Вы поймете, что Всенощное бдение закончилось, потому что после священник возгласит «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». Так начнется праздничная Литургия. Она продлится еще около полутора-двух часов. Если вы устанете, можете уйти с Литургии.

Да хранит вас Господь Своей благодатью, да благословит вас Младенец Христос!

Рождество Христово - один из двенадцати главных, так называемых двунадесятых, праздников христианской церкви. Рождество приходится на . В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа. Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя. Позже Рождество Христово было выделено как самостоятельный праздник.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христианина к этому событию. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире - Иисуса Христа.

Длительность Рождественского поста установилась не сразу. Только при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле для всех христиан установился окончательный срок поста в сорок дней. Пост начинается 15 ноября и проходит до 25 декабря - это по старому стилю, а по новому стилю - с 28 ноября и заканчивается . Так же, в Церковном уставе пост имеет название как - Четыредесятница.

Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников.
Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник - особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову.

Рождественский сочельник - день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это - особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды - в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.
В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу).

Празднование Рождества в кругу семьи начиналось с прослушивания всенощной в церкви. Посещение храма считалось у крестьян делом желательным, но не строго обязательным. Крестьянские семьи, не сумевшие попасть в церковь на рождественскую службу, молились в эту ночь перед домашними иконами.
Рождество также отмечалось двумя трапезами: в рождественский сочельник и непосредственно в Рождество.

Трапеза, устраивавшаяся накануне Рождества, всегда носила семейный характер. Приход в дом во время трапезы посторонних людей или даже близких родственников, живших отдельно, не одобрялся. В некоторых деревнях считалось, что это может принести несчастье дому, Трапеза начиналась с появлением на небе первой вечерней звезды. Хозяин дома, увидев ее на небе, читал молитву. Все члены семьи крестились и в торжественной тишине принимались за трапезу. На стол подавали блины или оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, сочни - пресные пирожки с ягодами, а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами. Во многих деревнях на стол ставили также кашу, сваренную на воде. Все эти блюда считались ритуальными. Их подавали в самые важные моменты семейной жизни: во время свадеб, родин, поминок, в поминальные дни.

Трапеза, проходившая в день Рождества, после окончания всенощной, была уже скоромной и предполагала богатый и разнообразный обед, во время которого подавалось множество мясных и молочных блюд, пирогов, в изобилии ставилось пиво, брага, вино.
По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать событие Рождества Христова. После вкушения пищи до утра не убирали ни посуду, ни еду, ни скатерть, полагая, что к столу придут покойные родители, чтобы тоже поесть.

В глубокой древности застолье рождественского сочельника являлось поминальной трапезой и посвящалось предкам. Верили, что в этот день в доме собирались все умершие предки семьи для совместной трапезы с живыми. Она скрепляла сакральный союз предков и потомков, была своеобразным обращением к умершим с просьбой о помощи. Кроме того, трапеза рождественского сочельника завершала прошедший год, заканчивала строгий Рождественский пост и была своеобразным переходом к праздничному пиршеству следующих дней. Она осмыслялась и как повторение скромной трапезы Святого семейства в ночь рождение Иисуса Христа.

Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

Рождество Христово в крестьянском календаре было одним из самых больших праздников, свидетельствует народное представление о том, что в этот день "играет солнце". В народе верили, что это явление бывает помимо Рождества еще четыре раза в году: в праздники Богоявления (см. Крещение), Благовещенья, Пасхи и Ивана Купалы.

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Рождество, открывавшее святки, было первым днем выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, узнать будущее. В рождественский сочельник начинали колядовать (“кликать овсень”, “петь виноградье”, “звать Коляду”), гадать о судьбе.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
23.06.2019 -