Open
Close

Во сколько выносят плащаницу. Вынос Плащаницы в Великую Пятницу (с песнопениями)

Страстная седмица подходит к концу. Уже 16 апреля православные христиане встречают Пасху Христову. Великая пятница, Великий Пяток, день Распятия Христа – вынос и погребение Плащаницы в 2017 году приходятся на 14 апреля.

В Великую пятницу вспоминают арест Спасителя в Гефсиманском саду, суд над ним первосвященников и Пилата, крестный путь Иисуса Христа, Его распятие, смерть и знамения, связанные с ней, а также снятие с креста и погребение. Именно с этими событиями связан еженедельный пост в пятницу в течение церковного года.

Литургия, как Бескровная Жертва, в этот день не служится, так как Жертва принесена на Голгофе.
Утром происходит чтение Великих (Царских) Часов.
Днем, обычно в третьем часу, вспоминается снятия с креста тела Христова, совершается Вечерня и Чин выноса Плащаницы.

С пением «Благообразный Иосиф…» , священнослужители поднимают Плащаницу – плат с вышитым или нарисованным изображением Христа, лежащим во гробе, с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Перед Плащаницей несут свечи и совершается каждение. Плащаницу полагают на специально приготовленном столе (гробнице). После положения на место священнослужители и все молящиеся совершают перед Плащаницею земные поклоны и прикладываются к ней.

Вечером, как правило, в 18 часов, служится утреня Великой субботы, на которой совершается Чин погребения Плащаницы.

Что нужно делать в пятницу Страстной недели, а также особенности питания и церковной службы

При пении «Святый Боже, Святый крепкий…» священник совершает троекратное каждение Плащаницы и обносит Ее вокруг храма под погребальный звон колоколов, все молящиеся следуют за процессией. В завершении крестного хода, священнослужители с Плащаницей останавливаются в дверях храма и все молящиеся проходят под Плащаницей. Этот обряд и есть Погребение Христа. По возвращении крестного хода поется тропарь "Благообразный Иосиф", и следует паремия, которая начинается возгласом «Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имени ради Твоего»

После этого Плащаница располагается на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

В Великую пятницу ничего не едят – строгий пост целый день. Миряне стараются не вкушать до времени Выноса Плащаницы.

В пятницу Страстной седмицы хозяйки обычно красят яйца и украшают куличи, если они испечены заранее. Это готовят, если планируют освящать традиционные пасхальные блюда на следующий день, в субботу после литургии.

Вынос плащаницы в Страстную пятницу совершается в третий час дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте.

Страстная пятница, называемая ещё Великой, - это самый скорбный день во всем году. Именно в этот день произошло распятие Спасителя человечества Иисуса Христа. В этот день, пока Плащаницу не вынесут из алтаря, всем верующим христианам запрещено развлекаться, а также есть и мыться. После того как Плащаница будет возложена в храме, постящимся разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

Что такое плащаница, и когда ее выносят

Плащаница представляет собой икону на ткани – изображение тела умершего Христа, которое как бы лежит в гробе. Сначала икону держат на алтаре, а затем, около 15 часов выносят из церкви, совершают крестный ход, которым идут все верующие, и ставят посередине в церкви.

Это время выбрано неслучайно. Считается, что именно в три часа по полудню Господь скончался, произнеся свою последнюю фразу: «Отче! В руки твои предаю мой дух!»

В этот момент произошло несколько необъяснимых событий – днем стало так темно, как будто наступило солнечное затмение. А еще треснули камни, лежащие на холме, где был распят Христос. И занавеска в местном храме разорвалась на 2 части. Толпа страшно испугалась, увидев эти знамения. А многие даже уверовали, что это действительно был Сын Бога.

Также изображается Пресвятая Богородица, припадающая ко гробу, стоящие рядом с Ней Иоанн Богослов, жены-мироносицы и тайные ученики Христа – Никодим и Иосиф Аримафейский.

По краям плащаницы вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаницу размещают на специальном возвышении в центре храма. «Гроб» украшают цветами в знак скорби об Иисусе Христе и умащают это место благовониями. В центре плащаницы возлагают Евангелие.

Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях выполняет икона праздника. Вынос плащаницы в Страстную пятницу завершает цикл богослужений этого дня.

Вечером в пятницу совершается утреня, которая относится уже ко дню Великой субботы. На церковной службе поют погребальные тропари, совершают каждение.

Затем вокруг храма совершается крестный ход с плащаницей, которую несут священнослужители или старшие прихожане за четыре угла. Верующие поют «Святый Боже».

Вынос плащаницы сопровождается погребальным перезвоном колоколов. По окончании чина погребения ее подносят к Царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма.

В день Страстной пятницы до выноса плащаницы верующие соблюдают строгий пост, полностью отказываясь от пищи. После этого разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

После совершения обряда выноса плащаницы, по окончании Великой вечерни проводится малое повечерие. Затем к плащанице могут приложиться верующие.

Страстная пятница: что можно делать и чего нельзя

По традиции в этот день недели женщинам ни и в коем случае нельзя шить, прясть и убирать, а мужчины не должны рубить дров и мастерить что-либо. Однако, на Руси разрешалось печь куличи и сеять семена. Выпеченный кулич обязательно прикрывался вербой. В течение года веточка этого растения становилась своеобразным оберегом от нечистой силы. В этот день старались посеять чуть-чуть укропа или гороха, но сажать ничего нельзя — воткнутые в землю железные предметы (лопаты, грабли, мотыги) в этот день несут беду.

В Стастную пятницу нельзя плотно есть, ходить в увеселительные заведения, развлекаться, употреблять спиртное, а также желательно воздержаться от сексуальных отношений и даже флирта.

Богослужебные особенности выноса Плащаницы

Накануне выноса Плащаницы, на утрене, которая служится вечером Великого четверга, в храмах звучат Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых.

В Великую пятницу Божественная Литургия не служится: считается, что она уже совершена Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы — в храме перед Крестом читаются псалмы и Евангелия о страстях Христовых.

Утреня Великой Субботы обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.

Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом.

Во время богослужения верующие совершают крестный ход — обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.

По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.

Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Православные христиане встречают Страстную или Великую пятницу. Данный день является самым скорбным из всех тех, что имеются на Страстной седмице и предпоследним днем Великого поста. В Страстную пятницу христиане вновь и вновь вспоминают последний земной день жизни Иисуса Христа. В частности, в своих воспоминаниях они опираются на крестные муки и смерть.

В Страстную пятницу предписано соблюдать очень строгий пост, вплоть до полного воздержания от употребления пищи. Именно такой концепции придерживаются служители церкви ровно до завершения службы, которая в пятницу носит особенный характер. В православных традициях сохранилось большое количество примет и обычаев, а также запретов, которые актуальны для Страстной пятницы.

Когда в 2017 году Страстная пятница

В 2017 году Страстная пятница приходится на 14 апреля. Этот день является таковым, когда вспоминаются Страсти Христова. Если опираться на Евангелию, то именно в этот день Иисус был предан суду, совершил крестный путь на Голгофу, где и был распят. В Страстную пятницу завершилась земная жизнь Спасителя человечества.

Богослужение в Страстную пятницу

Специальные службы начинаются еще в Великий четверг, который также называется Чистым. В этот день во всех православных храмах заканчивается богослужение, которое называется Последование 12-ти Евангелий. В его ходе верующие стоят в храме с зажженными свечами. Во время богослужения читаются двенадцать отрывков из Евангелия, которые посвящены страданиям, крестным мукам и смерти Христа.

Всего же в Страстную пятницу совершаются три богослужения. Утром служат Часы, затем, как и в Великий четверг, читается Евангелие о Страстях Христовых. После полудня служат вечерню с чином выноса плащаницы. Затем уже следует вечерняя служба, которая именуется утреня Великой субботы с чином погребения Плащаницы.

Страстная пятница в 2017 году: что принято делать

Великая пятница представляет из себя наиболее строгий день Страстной седмицы Великого поста. Согласно древним преданиям, в этот день лучше полностью отказаться от еды, позволив себе немного хлеба с холодной водой. Это должно происходить вечером — после того, как состоится чин выноса Плащаницы.

Страстная пятница всегда особенно почиталась в народно-христианской традиции. До наших времен до сих сохранилось большое количество традиций и обычаев, которые соблюдаются истинно верующими христианами.

Например, в деревнях на Руси на протяжении всей Страстной недели крестьяне жгли на высоких пригорках костры, которые отдавали дань памяти богу огня Перуну для защиты полей от злых духов и всякого рода нечистой силы. Люди старались отогнать злых духов с помощью громких криков и шумов. Также они специально гоняли по селу лошадей, дабы отпугнуть нечисть конским топотом. Применялись для защиты от «лукавого» метлы и кнуты, которые брали в руки самые разные прослойки населения. В другой руке при этом держали зажженные свечи или лучину.

Ежели опираться на более позднюю христианскую традицию, то после чтения в храмах 12-ти Евангелий, верующие предпочитали доносить свечи зажженными до дому, чтобы спасти свое жилище от нечистой силы. Ставили лучины рядом с иконами.

В Страстную пятницу имеется большое количество запретов, которые распространяются на всех православных христиан. До наших дней дошли следующие запреты:

  • В этот день не принято что-либо делать по хозяйству. Согласно преданию, хорошая хозяйка должна закончить все дела в Чистый четверг, а до Пасхи по дому не должно быть никаких занятий.
  • В память о тех неимоверных муках Христовых, которые он перенес, считалось, что в Страстную пятницу не следует протыкать землю железом, так как это является большим грехом, которые ведет к бедам. Проще говоря, в пятницу нельзя было боронить, пахать и тому подобное.
  • В Страстную пятницу под запретом находится любое веселье. В частности, нельзя было громко смеяться, разговаривать, гулять и петь. Тех, кто решится нарушить эту традицию, согласно древнему преданию, весь год будет слезливым.
  • Также в пятницу не разрешалось женщинам шить, резать и стирать, тогда как у мужчин под запретом находилось колка дров, а также всяческая работа топором и любым другим инвентарем из металла.

Великая пятница 2017: приметы и обычаи

В Страстную пятницу было принято соблюдать большое количество обычаев, тогда как на основе примет люди строили свое дальнейшее будущее. До настоящего времени из них сохранились следующие:

  • Согласно древней примете, в Страстную пятницу можно узнать, нет ли в доме «заговоренных» вещей. Для этого следует обойти все комнаты с зажженной свечей. И ежели она начнет трещать, то значит рядом есть «заговоренный» предмет, от которого нужно поскорее избавиться.
  • Считается, что кольцо, которое освящено в Великую пятницу, защищает от различных заболеваний.
  • Народный календарь указывает на то, что если под Страстную пятницу ночь звездная, а утро ясное, то хорошего урожая можно ждать от пшеницы, тогда как если утро пасмурное, то поле зарастет бурьяном.
  • Несмотря на то, что в Страстную пятницу было не принято работать, существует поверье, что посеянная в этот день петрушка или капуста дают двойной урожай.
  • Считалось, что хлеб или кулич, испеченный в Страстную пятницу, никогда не плесневеет и вообще обладает целебными свойствами. Подобный кулич хранили на протяжении целого года, а иногда даже использовали в качестве средства от болезней.
  • Страстная пятница, согласно древнему поверью, считается прекрасным днем для отлучения младенцев от груди. В этом случае дети вырастают здоровыми, сильными и счастливыми.

Утром пятницы совершаются Царские Часы Великого и Святого Пятка. Литургия в этот день не служится, также в этот день не рекомендуется вкушать пищу, как минимум до захода солнца или до окончания Утрени с Выносом Плащаницы.

Подобает же и сие ведати, яко прияхом в Палестине, в сей святый день Великаго Пятка, не творити Преждесвященную, ниже паки совершенную Литургию, но ниже трапезу поставляем, ниже ядим в сей день распятия. Аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода, по захождении солнца. Сице бо прияхом от святых заповедей святых апостол, не ясти в Великий Пяток. Господне бо слово, еже рече к фарисеем Господь: яко егда отымется от них Жених, тогда постятся в тыя дни. Зде блаженнейшии апостоли восприяша, и сие обрящеши во апостольских преданиих, внимательно сия проходя. Но и правильное послание святейшаго архиепископа Александрийскаго Дионисиа яве сие предпоставляет.

Святой и Великий Пяток (Царские Часы)

Киево-Печерская Лавра. Начало в 8.00 Крестовоздвиженський храм, Трапезный храм (точное время начала богослужения в вашем храме узнавайте)

Значение

Чин последования Часов очень древний. Еще с апостольских времен памятники той эпохи указывают на 3-й, 6-й и 9-й часы, как на часы, в которые христиане собирались на молитву. С наступлением дня, в самый первый час его, они обращались к Богу поя псалмы, что и послужило установлению 1-го часа. В третьем часу (по нашему в 9 ч. утра) они вспоминали сошествие Святого духа на Апостолов и призывали Его благодать. Шестой час был посвящен воспоминанию о Распятии Спасителя, совершившемуся в это же время. Девятый час — воспоминанию о Его крестной смерти Служба каждого часа состоит из 3-х псалмов, тропарей и некоторых молитв. К Царским Часам прибавляется еще чтение Евангелия и пророчеств.

На 1-м часе Евангелист Матфей повествует о том, как совет сотворили все Архиереи на Иисуса, чтобы предать Его смерти и, связавши Его, предали Понтию Пилату — правителю (Мф. 27). На 3-м часе читается Евангелие от Марка о мучениях Христа в претории Пилата. 6-й час вспоминает распятие Господа нашего Иисуса Христа. 9-й час — Его смерть.

Этим соединением часов в одно целое осуществляется основной замысел установления часов, как молитвенного прославления священных времен и сроков, ознаменовавших и освятивших дело нашего спасения.

Таким образом, как Литургия Великого Четверга есть Литургия всех Литургий, так и Царские Часы Великой Пятницы можно назвать Часами часов.

Вечерня и Вынос Плащаницы

Киево-Печерская Лавра. Начало в 14:00 - Успенский Собор, Трапезный храм

Значение

В первые века христианства, святая и великая Пятница называлась Пасхой Распятия или Пасхой Крестной, по слову Апостола Павла: «Пасха наша — принесенный в жертву за нас Христос» (1Кор. 5:7). Лишь со IIвека начала отделяться от этой Пасхи Пасха Воскресения, Пасха общего торжества и радости.

Великая Пятница была всегда днем самого строгого поста и печали, «днем скорби, в который постимся». Апостольские послания заповедуют могущим проводить этот день в совершенном посте без пищи. Поэтому в Великую Пятницу, после часов, в знак печали, Литургия не служится, а совершается торжественная вечерня. Начало вечерни приурочивается ко времени между 12-ю и 3-мя часами пополудни (то есть ко времени между 6-м и 9-м часом, когда совершилось распятие и смерть Господа Иисуса Христа). Посреди церкви возвышается крест — распятие, к которому подходят приложиться молящиеся. Первые же песнопения вечерни переносят нас к великим и страшным мгновениям, протекавшим у Голгофы. То, к чему шло в ночь на пятницу последование Страстей, ныне исполняется: «Страшное и необычайное таинство ныне происходящее видим: Неосязаемый удерживается; связывается Освободивший Адама от проклятия; Испытывающий (видящий насквозь) сердца и утробы (сокровенные мысли) подвергается неправедному испытанию (допросу); в темнице затворяется Затворивший бездну; Пилату предстоит Тот, Кому с трепетом предстоят Небесные силы; рукою создания получает пощечину Создатель; на древо (на крестную смерть) осуждается Судящий живых и мертвых; во гробе заключается Разоритель (Победитель) ада» (последняя стихира на Господи воззвах).

Последний предсмертный возглас Сына Божия, умиравшего на кресте, пронзает наше сердце нестерпимой болью: Боже Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси. Предательством Иуды, отречением Петра, унижением перед Каиафой, судом у Пилата и оставлением учениками не кончились страдания Сына Божия. Пригвожденный ко кресту распятый и умирающий мучительной смертью, Он был оставлен Своим Небесным Отцом. Никакое человеческое слово не может выразить эту мысль: Богооставленность Единородного от Отца Сына Божия. «Не разлучаясь от человечества, Божество сокрылось так в душе Распятого Богочеловека, что человечество Его предано было всем ужасам беспомощной скорби» (Архиепископ Иннокентий). Правда, оставаясь вездесущим, Он был во гробе плотски (плотью), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (всё наполняющий) Неописанный (Неограниченный, Вездесущий). Но, несмотря на вездесущие, богооставленность Его полна великого трагизма, ибо Ему, Единому от Святой Троицы, дано было до конца испытать всю глубину преисподней и тяжесть адских мук.

Склоняется к вечеру дёнь, и подходит к закату земная жизнь Богочеловека. Совершается вход с Евангелием и как-то особенно утешительно раздается в эти минуты тихая вечерняя песнь Свете тихий (букв. с греч. — приятный, радостный). Этот Тихий Свет, освещающий мир в течение Своей краткой земной жизни, ныне заходит. Этот Тихий Свет есть тот же неизреченный свет Божества, который удостоился видеть пророк Моисей на Синае; тот нестерпимый свет, после которого он должен был положить покрывало на лицо свое, ибо оно сияло лучами славы, оттого, что Бог говорил с ним. Об этом видении славы говорит чтение Исхода, а следуемое за ним чтение Иова снова показывает образ Христа в многострадальном Иове, прославленном Господом за свое долготерпение. В 3-й паремии пророк Исаия пророчествует о Христе и дает образ Его как «Отрока, не имевшего ни вида, ни величия. Вид Его умален больше всех сынов человеческих. Сей грехи наши носит и за нас страдает. Он изранен был за грехи наши и замучен за беззакония наши, наказание за (весь) мир наш было на Нем, и страданием Его мы исцелились. Он приведен на заклание, как овца и как безгласный агнец перед стригущим, так и Он не отверзает уст своих». Моисей и Исаия вступают как бы в духовное прение, противопоставляя друг другу один — несказанную славу, другой — несказанное уничижение Господа. Обе эти крайности теряются в необъятности бесконечного существа Божия, ибо ограниченному человеческому разуму равно непостижимо, как состояние уничижения Господа, так и Его слава.

Прокимен Апостола возглашает пророчество Давида о смерти Господа и об оставлении Его Отцом: Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. И читается, послание Апостола Павла, разрешающее таинственное недоумение обоих пророков и примиряющее славу и бесславие Господа своим словом о кресте, которое для погибающих юродство есть, а для... спасаемых, — сила Божия... потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

Перед чтением Евангелия зажигаются свечи, которые так и остаются зажженными до конца этой службы. Евангелие говорит нам о смерти и погребении Спасителя, а следующая за тем стихира повествует об Иосифе Аримафейском, пришедшим обвить плащаницей Его пречистое Тело. И непосредственно за этим, точно из горнего мира принесенная весть, раздается стих: Господь воцарися, в лепоту облечеся. Господь воцаряется, хотя и умирает; Господь воцаряется, хотя и снисходит во ад; Господь воцаряется и ад всесмехливый (все осмеивающий) (следующая стихира) при виде Его ужасается: затворы его сокрушаются, ломаются врата, гробы отверзаются и мертвые, радуясь, восстают. Этому таинственному снисхождению Господа во ад и прославлению Его и посвящены 2-я и 3-я стихиры. Последняя стихира от горних высот и из адской преисподней приводит нас снова ко гробу нашего Спасителя. Его, одеющагося светом яко ризою, Иосиф снял с древа с Никодимом, и, виден мертва нага непогребена, благосердый плач восприим, рыдая глаголаше: Увы мне сладчайший Иисусе, Которого солнце, увидев висевшим на кресте, мраком покрывалось, и земля от страха колебалась, и завеса церковная раздиралась. И ныне вижу Тебя, добровольно приявшего смерть ради меня. Как погребу Тебя, Боже мой, и какой плащаницей обовью? Какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу, какие песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, взывая: Господи, слава Тебе; После этой песни священнослужитель, сопровождаемый мирянами (изображая Иосифа с Никодимом), поднимает Плащаницу с Престола и выносит ее на середину церкви. Во время выноса Плащаницы хор поет тропарь: Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, Плащаницею чистою обвив; и вонями во гробе ноне покрыв положи. По окончании этого песнопения совершается целование Плащаницы, вокруг которой уже зрится веяние ангельских крыл: стоявшим у гроба женам-мироносицам Ангел предстал, предваряя их о нетлении Пречистого Тела Христа.

На повечерии Великой Пятницы, которая следует непосредственно за вечерней и Выносом Плащаницы, читается или поется канон на Плач Богородицы. В нем Церковь освещает сокровенный, внутренний смысл того, что народ выразил в известном народном сказании «Хождение Богородицы по мукам». В дивных словах открывает нам Церковь то, что оставление Сына Божия Отцом и Его снисхождение во ад разделила с Ним и Его Пречистая Матерь. И если история умолчала о том, и люди прошли мимо Агницы Божией, зревшей заколение Своего Агнца, то церковная поэзия в сей день приносит Той, сердце Которой пронзалось ныне острым оружием, дивный дар своих песен, жемчужное ожерелье из слез. Тропарь песни 7-й говорит как бы от лица Богоматери: «Приими ныне и Меня с Тобою, Сыне Мой и Боже Мой, чтобы и Мне сойти с Тобою во ад, Владыка, не оставляй Меня одну». «Радость уже отныне никогда Меня не коснется» (тропари 9-й песни), рыдающе говорила Пренепорочная. «Свет Мой и радость Моя ушел во гроб; но не

оставлю Его одного, здесь же умру и спогребуся с Ним». «Душевную Мою язву ныне исцели, Чадо Мое», — вопияла Пречистая со слезами. «Воскресни и утоли Мою печаль — все можешь, что захочешь, Владыка, и творишь, хотя и погребен добровольно». Матерь Божия, присутствовавшая с Сыном на браке в Кане Галилейской и умолившая Его претворить воду в вино, еще тогда верила, что все может сотворить Ее Божественный

Сын, ибо сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте». И теперь, видя Его уже умершим, знала Она о Воскресении Того, о Ком провещал Ей Архангел Гавриил в день светлого Благовещения. И в ответ на веру Ее «Матери тайно речет Господь: «Желая спасти Мое творение, Я восхотел умереть, но воскресну и Тебе возвеличу как Бог неба и земли». Этой таинственной беседой Сына и Матери заканчивается канон.

Погребение Плащаницы

Вечерня Великой Пятницы является преддверием утрени Великой Субботы, во время которой Церковь совершает обряд Погребения Господа Иисуса Христа. Утреня начинается обычно поздно в ночь на субботу. Но бывает также, что совершается и вечером (узнавайте в ваших храмах).

Киево-Печерская Лавра. Начало в 17:00 - Трапезный храм. 23:00 - Успенский Собор

После шестопсалмия и великой ектении, вновь повторяются три тропаря, которыми закончилась Вечерня Пятка: Благообразный Иосиф, Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, Мироносицам женам и начинается пение Непорочных. Эти Непорочны представляют собою особое стихословие 118-го псалма. У иудеев был обычай во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу их из Египта. Согласно Евангельскому рассказу, и Христос с учениками вышел из дома, где совершалась вечеря, при пении псалма, по всей вероятности, именно 118-го: И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Стихом Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим отпевал Себя Господь, Грядущий на страдание и смерть; Этот стих, отныне, всегда поется Цёрковью при погребении умерших. В Непорочных, разделенных на три статии или отдела, Ветхий и Новый Завет таинственно перекликаются между собой; происходит как бы некий диалог между Христом и Церковью. Животе, како умираеши, - спрашивает Церковь, и Христос отвечает словами 118-го псалма, являющегося пророчеством о Нем Самом. Он именно Тот, Который ни одной ноты не нарушил в Законе Господнем, Который до конца исполнил все, предреченное о Нем, Который всем сердцем возлюбил Заповеди Божии, больше злата и всех сокровищ мира возлюбил их. На каждый стих псалма Церковь отвечает «похвалами» Христу Богу и величанием Его страданий и погребения. Стихи псалма — Непорочны — обычно поются, а Похвалы возглашает священник или чтец. Похвалы заканчиваются обращением к Святой Троице о помиловании мира и прошением к Божией Матери: Видеть Твоего Сына воскресение, Дево, сподоби Твоя рабы. В этих словах в первый раз выступает воскресный мотив и уже зрится восходящая заря воскресения. Хор радостно поет воскресные тропари (Ангельский Собор удивися зря Тебе в мертвых вменившася и др.) с припевом Благословен еси Господи, возвещающие о том, что время рыдания кончилось, ибо уже слетает ко гробу Жизнодавца блистающий Ангел, чтобы провещать мироносицам о Воскресении Спаса. Но еще не отвален камень от гроба, и Евангелие, обычно читаемое на утрени о Воскресении, в эту утреню Великой Субботы не читается и, по окончании «Похвал», опуская Евангельское чтение, поется исключительный по своей красоте канон Волною морскою. Ирмос первой песни этого канона говорит о том, что потомки спасенных когда-то при переходе через Чермное море иудеев, скрывают под землей (погребают) Того, Кто некогда скрыл волною морскою их гонителя и мучителя — фараона. Этот канон есть надгробная песнь Отверзшему нам «врата жизни» Своим погребением. Многочисленные образы пророчеств Аввакума, Исаии, Ионы о воскресении мертвых и восстания сущих во гробех и радости всех земных, встают в этом каноне как богодухновенные прозрения веры древних людей, видевших из тьмы веков Ветхого Завета невечерний свет Богоявления и Воскресения Христова.

Прегрешение Адама было «человекоубийственно, но не богоубийственно»... Поэтому Христос - Бог, облекшись в плоть человеческую, отдал на страдания и смерть перстное существо плоти, чтобы Своим Божеством преложить тленное в нетление и тем избавить человеческий род от смерти и дать людям вечное воскресение. Это последнее действие любви Божией — положение Себя во гроб, во исполнение слов Христа о пшеничном зерне которое, павши в землю, должно умереть, чтобы ожить, есть завершительный акт Боговоплощения и как бы новое миротворение. Ветхий Адам погребен и восстает Новый. «Сия Суббота есть преблагословенная, в ней же почил Господь от всех дел Своих», говорится в каноне. В первом миротворении Господь, свершив все дела, и в 6-й день создав человека, почил в 7-й день от всех дел Своих и назвал его «суббота» (что значит день упокоения). Совершив «умного мира делание», и в 6-й день восставив истлевшее грехом человеческое естество, и обновив его своим спасительным крестом и, смертью, — Господь, и в настоящий 7-й день, почил сном упокоения. «Снисходит Божие Слово, с плотью во гроб, сходит и во ад с нетленною и божественною Своей душою, отделившейся смертью от тела». «Но не удерживается душа Его во аде»: «Царствует ад, но не вечно... ибо Ты положил Себя во гробе, Державный, и Своею животворящей рукою расторг ключи смерти и проповедал там от века спящим истинное избавление, Сам став первенцем из мертвых». Канон заканчивается дивной песнью: Не рыдай Мене Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно (бесконечно) яко Бог, верою и любовию Тя величающыя. За это обещание благодарной любовью отвечает после этого церковное песнопение:

Всякое дыхание да хвалит Господа. Радостной надеждою звучат слова стихиры: «Воскресни, Боже, судящий землю, ибо Ты царствуешь во веки». Но еще не кончился день субботы и напоминают об этом полные догматического смысла слова последней стихиры: Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый, сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть (промыслом определенный на смерть), плотию субботствовав: и во еже бе, паки возвращься воскресением, дарова нам живот вечный, яко един благ и человеколюбец. После этого Церковь прославляет Ту, Которой мы обязаны своим спасением: Преблагословенна еси, Богородице Дево... Слава Тебе, показавшему нам свет, — возглашает священник, и поется Великое Славословие. Эта песнь — Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение — воспетая когда-то Ангелами у пещеры родившегося в мир Спасителя, здесь, у гроба Его, звучит особенно торжественно. При пении Святый Боже, священник, облаченный во все священные одежды, совершает троекратное каждение Плащаницы и обносит Ее вокруг храма под погребальный звон колоколов. Этот обряд и есть Погребение Христа. По возвращении крестного хода поется тропарь Благообразный Иосиф, и следует, полная глубокого и трепетного смысла, паремия, Иезекиилево чтение, предваряемое прокимном: Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имени ради Твоего.

И была на мне рука Господня... и поставил меня среди поля, полного костей человеческих, и были они сухи зело. И рече ко мне Господь: Сыне человечь, оживут ли кости сия? И сказал я: Господи Боже, Ты веси сия. И повелел Господь пророку изречь пророчество костям: «Так говорит Господь: кости сухие, слушайте слово Господне. Вот Я введу в вас дух жизни и дам вам жилы и возведу на вас плоть и покрою вас кожей и дам дух Мой вам, и оживете и узнаете, что Я есть Господь». И когда говорил пророк — произошел шум и движение, и стали сближаться кости: кость к кости, каждая к составу своему. И росла на них плоть, и покрывала их кожа, но духа не было в них. И повелел Господь: «Прореки о Духе, сын человеческий, и скажи Духу: Прииди Дух от четырех ветров и вдунь в мёртвых сих, чтобы они ожили». И пророк изрек пророчество, и вошел в них дух, и они ожили и стали на ноги свои — собор мног зело. И сказал Господь через пророка, обращаясь как 6ы ко всему роду человеческому: «Вот я отверзу гробы ваши и изведу вас от гробов ваших, люди Мои, и дам Дух Мой вам, и живы будете, и поставлю вас на земле вашей, и узнаете, что Я Господь: сказал и сотворю» В этом, полном силы и мощи, описании всеобщего воскресения во плоти рода человеческого уже слышится труба Архангела, возвещающая о наступлении новой жизни будущего века. Исполняются ветхозаветные чаяния и предчувствия. Услышаны воздыхания. И торжественно звучит слово Апостола: Христос искупил нас от клятвы (проклятия) закона, сделавшись Сам вместо нас клятвою, (как написано: проклят всяк, висящий на древе), дабы благословение, данное Аврааму, через Христа Иисуса распространилось на язычников (на все народы), чтобы нам через веру получить обещанного Духа.

Последующее Евангелие снова напоминает нам о стоящем пред нами гробе, о приложенной к камню печати и стерегущей его страже. Вновь совершается целование Плащаницы, и Церковь ублажает Иосифа приснопамятного, ночью к Пилату пришедшего и просившего дать ему Сего Странника, Который не имеет где главы приклонить. Вместе с Иосифом, давшим последнее земное упокоение Господу верующие поклоняются Страстям Христовым, и этим поклонением заканчивается утреня Великой Субботы.

Использованы материалы azbyka.ru

В день великой скорби и печали в Страстную пятницу нельзя делать почти ничего. Но в центр храма выносят плащаницу и каждый верующий христианин должен постараться успеть на это событие или по крайней мере в течение не полных трех дней прийти в церковь и приложиться к этой святыне.

Важной частью дня Страстной пятницы (26 апреля в 2019 году) Великого поста являются воспоминания об этом дне жизни Иисуса Христа 2019 лет назад. В этот день его пытали, осудили на смерть, на голову надели терновый венок и привязали к тяжелому кресту, который он сам нес на Голгофу. Там Христос был распят и умер где-то около трех часов дня по современному времени. Именно в это время в храмах во всем мире ежегодно происходит вынос плащаницы в Страстную пятницу.


Если рассмотреть весь церковный православный календарь, то найти там более скорбного дня невозможно. Именно Страстная пятница - это день, когда был распят Иисус Христос, только к вечеру его сняли с креста, омыли тело и погребли в пещере. Вынос плащаницы происходит как раз как символа полотна, в которое завернули тело Христово после креста. На этом полотне изображен Спаситель, распятый в полный рост.

Читайте также интересные материалы по теме:

Важно! Пока в центр храма не вынесут плащаницу, в этот день нужно стараться соблюдать максимально строгий пост. В храмах и монастырях до этого момента нельзя даже пить воду. Вообще в этот день нужно постараться максимально поститься, даже если вы не соблюдали Великий пост.

Плащаница находится в центре храма, где проходят особенные богослужения. Их текст вспоминает о трагических событиях и всем, что пришлось испытать Иисусу Христу в этот день чуть более двух тысячелетий назад. Причем, Евангелие в этой части читают как утром, так в великих часах и на вечерней службе.

Обязательно сходите в храм, даже если не получится увидеть именно момент выноса плащаницы, то помолитесь о прощении у Господа Иисуса Христа. В этот день в своих молитвах верующие христиане также благодаря за искупление грехов человеческих. И нельзя не скорбеть, что люди много веков назад были с такой темной душой, что не разглядели Спасителя на земле и распяли его. А что бы случилось сегодня, если бы Христос появился на наших улицах? Как бы мы себя вели, поверили бы мы в чудо?

Утреня в Страстную пятницу

Богослужение началось еще в Великий четверг и завершится в пятницу утром. Вспоминают арест Христа в саду Иерусалима, крестную смерть и погребения. Особенное внимание уделяется всем местам, где произошли именно эти события.

Происходит чтение погребальных тропарей. Чтение Евангелие прерывается стихирами и антифонами, которые поет хор. Они рассказывают о предательстве Иуды, одного из учеников Христа - именно он продал Спасителя за деньги, за какие-то тридцать серебрянников.

Великие царские часы

Это скорбный и траурный день, так что, литургия не проводится (исключением является только тот случай, когда праздник Благовещение выпадает на Страстную пятницу, но в 2018 году этот праздник выпадает на Страстную субботу).

Интересно! Такая же служба читается в сочельник перед Рождеством и в день Богоявления. Название «царская» она получила еще во времена московских царей, которым обязательно было участие в этих трех богослужениях в течение года.

Вечерня и вынос плащаницы

Именно в течение этой службы происходит вынос плащаницы в Страстную пятницу, во сколько именно - около трех часов дня. В храм лучше прийти заранее, хотя бы в два часа дня, если вы хотите не пропустить этот момент.


Туринская плащаница

Цикл богослужений Страстной пятницы заканчивается именно выносом плащаницы в центр храма. Прежде, чем поднять ее на престол и оставить там, священнослужитель и паства кланяются до земли три раза. Затем происходит освящение Плащаницы, вынос ее через северные ворота и возложение на специальное место, именуемое «гроб». В знак скорби это место уже украшено цветами, благовониями. В центр на эту ткань в завершение ритуала выноса кладут Евангелие.

Вот и окончена великая вечерняя служба, а после нее еще проводится малое повечерие во время которого поют о скорби БОгородицы, а также о распятии Иисуса Христа еще раз. Если вы оказались в храме в момент выноса плащаницы в 2018 году, не упустите возможность приложиться к ней. Плащаница будет находиться в храме три дня до момента наступления Пасхи Христовой (крестный ход вокруг храма вечером в Великую субботу), когда Спаситель уже восстал из гроба и воскрес.

Почему плащаница столь важна

В этом материалы мы уже писали, что плащаница в каждом храме в этот день является олицетворением того савана, в который положили и завернули тело Иисуса после того, как его сняли с креста. То есть, плащаницы в храмах сегодня представляют собой обычное современное полотно (чаще всего бархат), но в обязательном порядке с изображением распятого Христа в полный рост.

Выносит плащаницу священник и его помощники, ткань держать за четыре угла. Затем проходит крестный ход, который сопровождают колокола. В некоторых храмах сохранилась традиция после крестного хода еще до внесения плащаницы в храм и возложение ее в центр священнослужители поднимают полотно вверх и верующие могут пройти под ним.