Open
Close

Широкая масленица. Празднование Широкой Масленицы Встречаем широкую масленицу

Масленица - разудалый праздник с размахом и поистине русской душой. Весёлые гулянья, катания на санях, забавы, встречи с друзьями и роднёй, огромное количество съеденных блинов, отличное настроение и главное - предчувствие весны, вот что такое Масленица!

Масленица появилась во времена язычества, то есть до возникновения христианства. Изначально Масленица отмечалась две недели, до и после дня весеннего равноденствия, который для многих народов был началом Нового года. Поэтому Масленица была и проводами зимы, и встречей весны (что сохранилось до наших дней), а также новогодними праздниками.

После принятия христианства языческий праздник не был отменён, просто празднования сократились вдвое и составляют одну неделю, которую часто называют Сырной (или мясопустной) седмицей и дата начала Масленицы стала «плавающей», напрямую зависящей от даты Пасхи.

Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, когда уже нельзя употреблять мясную пищу, но, чтобы переход к постному столу был не такой резкий, разрешалось вволю лакомиться блинами со всевозможными начинками.

Обычно Масленица отмечается в конце февраля - начале марта, но, как и Пасха, может быть ранняя (например, в 2018 и 2029 годах начало Масленицы наступит 12 февраля).

Для православных Масленица - время для подготовки к Великому Посту, примирения и прощения. В Сырную неделю отменяются посты по средам и пятницам, но мясо есть уже не полагается.

Масленица символизирует смену зимы весной, плодородие и начало новой жизни, но никогда в дни Масленицы не забывали об умерших - ведь блины это не только маленькие «солнышки», но и традиционно поминальное блюдо.

Плодородие - наиважнейший фактор для всех слоёв население, поэтому и чучело Масленицы (олицетворение плодородия) делали в виде дородной женщины, с пышными формами и ярким румянцем на щеках, в многослойной одежде. Традиция сжигания чучела тоже «работала» на будущий урожай - пепел от Масленицы разбрасывали по полям, ещё покрытым снегом, для повышения плодородности.

По языческим обрядам изготавливали и сжигали в последний день Масленицы чучело зимы, тем самым давая понять, что с ней прощаются. Но в начале февраля это не совсем уместно, поэтому постепенно чучело стали называть Маслёной или Масленицей.

Масленицу празднуют не только в России, но и практически во всех европейских странах. У восточных и западных славян, как православных, так и католиков, празднуется Мясопуст - аналог масленичной недели, во время праздника устраиваются гулянья и весёлые совместные развлечения молодёжи, особенно среди неженатых юношей и незамужних девушек. Цель праздника - познакомить молодых людей и завязать новые отношения, которые должны закончиться свадьбой, чтобы родились дети - плодовитость женщин в народном понимании напрямую связана с плодородием земли.

Всем известный Карнавал у западных католиков также отмечается в последнюю неделю перед Великим Постом, чтобы вдоволь навеселиться перед периодом воздержания.

У каждого народа имеется своё название Масленицы, например, в Латвии отмечают Метени , а в Литве - Узговенье , греки веселятся во время Апокриес , а армяне - Бун Барекендан .

Узкой Масленицей называют первые три дня Сырной седмицы, в которые не только праздник праздновали, но и дела делали - по хозяйству, убирались и готовились к 40-дневному Посту. Широкая Масленица праздновалась действительно широко и от души - с четверга до воскресенья были забыты все, даже неотложные хозяйственные дела, праздничные дни полностью заполнялись гуляньями и забавами, каждому дню присвоено название и свои собственные обычаи.

Понедельник - Встреча, заканчивались основные приготовления к празднованию, утром невестку снаряжали в родительский дом, куда вечером отправлялись свёкры, чтобы за блинным угощением обсудить планы на Масленицу. Интересный факт - поговорка «Первый блин - комом» имеет не такое значение, как мы привыкли. Дело в том, что на Руси комами называли медведей, которые играли важную роль в праздновании Масленицы - есть обычаи, связанные с побудкой медведя от зимнего сна. Так вот первый блин отдавался комАм, то есть - медведям, для их спокойствия и сытого пробуждения. На самом деле, чаще всего первые испечённые в понедельник блины отдавались нищим, чтобы они помянули усопших.

Вторник имеет название , характеризуется не только гуляньями и катанием с горок, но и смотринами невест, на которых приглашали друг друга на блины.

Среда - Лакомки , зятья приходили на блины к тёщам, где собирались гости после того, как заканчивали работы по хозяйству.

Четверг - первый день Широкой Масленицы - Широкий разгул . Кулачные бои, катания на санях, запряженных тройками ярко наряженных лошадей, розыгрыши, катания с горок и на качелях, горы блинов с самыми разнообразными начинками, медовуха лилась рекой, скоморохи, шуты и карнавальные шествия - именно так гуляли на Масленицу.

Пятница назвалась . Зятья приглашали тёщу и её родственников и угощали блинами с икрой и рыбой, а также сладкими начинками.

Суббота - это Золовкины посиделки . Сёстры мужа собирались в доме у невесток, лакомились блинами и занимались самыми женскими делами - перемывали косточки мужьям и их мамам. Молодые жёны делали своим золовкам подарки, чтобы дальше жить в мире и согласии.

Воскресенье известно как Прощёное , когда в обязательном порядке необходимо было пойти в церковь, где батюшки просили прощения у своих прихожан, а те, в свою очередь - друг у друга. Прекрасный и светлый обычай до сих пор позволяет многим попросить прощения, в котором нельзя отказывать. Ведь не даром ответом на «Прости» всегда звучит - «Бог простит и я прощаю». В последний день Масленицы сжигалось чучело Маслёны, люди посещали кладбища и отправлялись в баню - смывать грехи и готовиться к Посту.

Рецепты блинов на Масленицу

На масленицу каждая хозяйка знает, какие блины она будет подавать - те, которые лучше всего ей удаются! А если захочется немного свернуть с проторённой дороги традиций, предлагаем несколько неизбитых и полезных вариантов, например, гречневые блины.

Ингредиенты:

  • - 1/2 л.
  • - 100 гр.
  • - 150 гр.
  • - 70 гр.
  • - 2 шт.
  • - 1 ст. л.
  • - 1 ч. л.

Просеять оба вида муки в миску, добавить соль и сахар, яйца и тщательно перемешать. Небольшими порциями ввести молоко, не переставая мешать тесто. В конце добавить сливочное масло, предварительно растопленное и остуженное до комнатной температуры. Тщательно перемешать тесто, накрыть полотенцем и дать отдохнуть 30 минут. Выпекать блины на сильно разогретой сухой сковородке с толстым дном. Подавать со сметаной и любыми сладкими начинками - , вареньем или сгущёнкой.

Ингредиенты:

  • (10 тонких блинчиков) - 300 гр.
  • - 700 гр.
  • - 1 шт.
  • - 2 ст. л.
  • - 40 гр.
  • (по вкусу) - 2 гр.

Рецепт тонких блинчиков можно подобрать в нашем , испечь тонкие блинчики, лук очистить и мелко нарезать, спассеровать на растительном масле, добавить шампиньоны, готовить 10-15 минут, посолить. На центр каждого блинчика выложить пару ложек начинки, сформировать мешочек, соединив края блина и завязать тонкой полосочкой Чечила.

Блинный торт Шоколадный

Ингредиенты для блинов:

  • - 600 мл.
  • - 100 гр.
  • - 2 шт.

Широкая Масленица, Кривошейка, Блинница, Объедуха, Масленая неделя - это один и тот же праздник, который отмечают почти во всем мире. Смысл этого праздника состоит в разграничении зимнего и весеннего периода для простого народа и определении Великого поста для христиан. Целую неделю люди гуляют, поют песни, катаются на санях, пекут блины, ходят друг к другу в гости и в конце празднества сжигают чучело.

Что это за праздник - Широкая Масленица?

Масленица - это традиционный семидневный праздник, отмечаемый славянами перед Великим постом. Название он получил такое из-за того, что в этот период можно в пищу употреблять сливочное масло, молочные продукты, рыбу. Этот период в православной церкви называют еще

Дата праздника постоянно варьируется, но она всегда идет перед постом, в конце зимы. Потому в народе этот праздник (Широкая Масленица) знаменует собой проводы зимы и встречу весны. Люди делают чучело, готовят конкурсы, пекут блины. На площадях устраивают целое представление с песнями и хороводами, где каждый желающий может поучаствовать в любом мероприятии.

Масленица празднуется 7 дней. Это Встреча, Заигрыши, Лакомка, Разгул, Тещины вечерки, Золовкины посиделки, Проводы. Конец Масленицы всегда выпадает на Потому смысл праздника заключается не в простых массовых хождениях по гостям, а очищении души от обид искренним прощением.

Узкая и Широкая Масленица

Масленица делится на два периода:

  • с понедельника по среду - это Узкая Масленица;
  • с четверга по воскресенье - это Широкая Масленица.

В первый период разрешалось работать, а во втором люди отдавались празднику. Начиналась Широкая Масленица с обрядов.

  • В понедельник рано поутру невестку отправляли к своим родителям. Вечером свекровь со свекром приходили на блины к сватьям и обсуждали, каким составом и где будут отмечать масленицу.
  • Во вторник устраивались смотрины невест. Люди ходили по домам, кушали блины, катались на санях.
  • В среду теща приглашала на блины зятя и других гостей.
  • С четверга начинались массовые празднества. В эти дни люди участвуют в кулачных боях, катаются на лошадях, поют песни, колядуют, прыгают через костер, штурмуют снежные городки, пугают прохожих, разыгрывают друг друга (подпирают дверь бревном, затаскивают телегу на крышу и т. д.).
  • В пятницу зять должен был приветить тещу и ее родственников.
  • В субботу невестка приглашала к себе золовку и других родственников мужа.
  • В воскресенье просили у всех прощения, мылись в бане, сжигали чучело, прощались с умершими на кладбище.

В каких странах отмечают этот праздник?

Поздравления с Широкой Масленицей актуальны не только для русского народа. Этот праздник отмечается и в других странах, только имеет другое название.


Смысл праздника у всех народов одинаков, независимо от различий в еде и конкурсах. Например, на русском и белорусском столе обязательным блюдом является лепешка или блин, а украинцы готовят сырники и вареники.

Связь Масленицы с плодородием, деторождением и усопшими

Изначально Масленица была языческим праздником, суть которого заключалась в стимуляции начала плодородного цикла. Именно поэтому крестьяне пепел чучела разбрасывали на своих полях.

Чучело делали из березового кола и соломы, которые символизировали начало жизни. С плодородием связывалось и рождение детей. Именно поэтому бездетным парам дарились домашние куклы-масленицы, на гуляниях чествовали семейных и осуждали холостых. На Украине и в Белоруссии таким холостякам привязывали к ноге палки и заставляли волочить эту колоду. Смысл этого обряда заключался в том, чтобы девушки и парни подумали о законном браке.

И третий смысл праздника связывали с поминовением умерших. Именно поэтому первый блин отдавался усопшим, а в последний день со стола не убирались даже крошки, так как считалось, что ночью приходили умершие родственники и кушали.

Урожай, плодовитость скота, рождение детей и связывались с плодородностью земли. Однако многие обряды в наше время носят чисто символический характер и входят как историческая справка в сценарий. Широкая Масленица при этом не потеряла своего размаха и разгула.

Несохранившиеся или редко встречающиеся обряды


Традиционные игры Масленицы

Широкая Масленица в былые времена имела ряд обычаев, которые из года в год повторялись. Сжигание чучела и приготовление блинов - это основные элементы праздника. Но совершали и следующие ритуалы:

Празднование Широкой Масленицы в современной России

В настоящее время администрация города или деревни организует народное празднование в последний день Масленицы. В этот день строят огромные помосты, на которых работают профессиональные артисты. Они не только поют песни, частушки, но и обыгрывают все дни Масленицы со всеми хождениями и историческими обрядами.

Народ активно может участвовать в разных розыгрышах и представлении. Чтобы снять зажатость и взбодрить людей, постоянно шныряют скоморохи, которые выискивают задорных и смелых для участия в разных конкурсах. В былые времена широкая с ряженными актерами) всегда сопровождалась балаганами и петрушечными комедиями.

Кроме конкурсных мест, также стоят несколько лотков с горячим чаем и блинами. От администрации города угощение обычно бесплатное, у частников блюда разнообразные, но платные. Вдали от представления или устанавливают ледяные горки, или предоставляют лошадей с санями для катаний. За порядком и дисциплиной обязательно наблюдают представители полиции.

Какие конкурсы бывают на празднике

Несмотря на то что многие обряды и игры устарели, современные проводы зимы также притягивают толпы людей. Сценарий праздника "Широкая Масленица" рассчитан на разные возраста и потребности. Одни смотрят представление и ходят с артистами от одного помоста к другому, проходя все масленичные этапы.

Вторые сразу участвуют в конкурсах. Чаще организуются следующие мероприятия:

  • Ледяной столб с подарками. Люди должны раздеться по пояс и по ледяному скользкому столбу залезть на самый верх до подарков. Конкурс считается выполненным, если пакет с подарком не сорвали, а сняли с крючка. Вешают на столб совершенно разные вещи, бывали случаи, что с высоты доносилось хрюканье поросенка.
  • Перетягивания каната. Люди делятся на две команды и должны перетянуть всех противников на свою сторону.
  • Обливания водой. Мужчины показывают свою удаль: несколько смельчаков раздеваются и обливаются водой.
  • Уличные бои. Это конкурсы для мужчин. Ранее целые толпы сражались друг с другом. В настоящий момент организуют цивилизованные рукопашные бои.

Какие чучела Масленицы бывают?

Ни одна Широкая Масленица (фото представлены в статье) не обходится без куклы. Их есть несколько разновидностей:


Какой смысл несет чучело?

Чучело старой Зимы изображалось в виде старухи. Ее сжигание означало конец всего старого и встречу нового. Особенно важно было делать чучела из березы и соломы с блином в руке, так как это означало плодородие. Ранее люди со этим чучелом кидали в костер свои старые вещи, одежду и прощались со своими обидами. Огонь помогает очистить души людей перед Великим постом.

Большая кукла юной Масленицы участвует в массовых представлениях. Ее делают легкой, чтобы можно было носить на палке. Это веселая кукла переходит из праздника в праздник (Широкая Масленица). Песни тогда звучат веселее и задорнее.

Домашние Масленицы помогают наладить родственные отношения. Когда зятю или невестке сложно попросить прощения у родителей в Прощенное воскресенье, то подарки в виде Масленицы помогают растопить холод в сердце. Женщина может в случае ссор и обид рассказывать их кукле и завязывать узелком.

Такие куклы сжигались вместе с чучелом, чтобы распроститься с негативом. Были и такие, к которым привязывались красные ленты с загаданными желаниями. Их также сжигали в костре, чтобы исполнились загаданные мечты.

Краткие выводы

Широкая Масленица (картинки с блинами и чучелом приведены выше) включает в себя поминальные, земледельческие и брачно-семейные ритуалы. В первом случае сжигание чучела Марены, круглые блины, рыба на столе, запрет на работу, костры свидетельствовали о благоговении людей перед умершими. Во втором случае катания с гор, сжигание чучела, сделанного из березы, и соломы с блином, разбрасывание пепла на полях свидетельствовало о будущем урожае.

В третьем варианте чествовали семейных, устраивали смотрины и наказывали холостяков. Так, молодая жена, состоящая в браке год, должна была вместо лошадей катать своих подруг в санях с песнями и прибаутками. Засватанные обязаны были прилюдно целоваться у «целовального» столба. А холостяки по парам (девушка и парень) вынуждены были ходить с подвешенной колодой весь день, терпя насмешки. В Масленицу вся родня должна ходить по гостям: сначала теща «маслит» зятя, а потом и он должен приветить мать в своем доме.

Получается, что самым семейным и веселым праздником является Широкая Масленица! Песни на каждый день праздника были разные, но все - задорные и радостные. Да и блинов с разными начинками было множество. Девушки по ним даже выбирали себе суженого.

Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА (г. Рязань).

Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Ряженые в Коломенском. Фото 1996 года.

Излюбленная забава на масленицу - катание на качелях - живет и в наши дни.

Бег в мешках - это, пожалуй, уже новый вид состязаний.

Ряженые. Только сегодня они пользуются современным транспортом. Но на тройке - куда как приятнее.

Уличный торг у Кремля в конце XVIII века. С гравюры Колпашникова.

Вид Кремля из Замоскворечья. С гравюры Махаева. 1764 год.

Кулачный бой. С гравюры Гейслера. XVIII век.

Некоторые историки считают, что в древности масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. А этнограф прошлого века И. М. Снегирев считал, что масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. В христианскую эпоху Велесов день, приходившийся на 24 февраля по новому стилю, стал днем святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию: "У Власия и борода в масле".

Однако это еще не все о значении масленицы. Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом - прим. И. Г.) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем". По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. "Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста", - писал Коллинс.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: "В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности". По своей темпераментности, замечает Шлейссингер, московиты, пожалуй, сродни итальянцам: "Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется".

Даже качели, которые любили устраивать на масленицу россияне, нередко для отчаянных удальцов становились причиной членовредительства, а то и гибели. Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, "кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися".

Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам с упоением качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Это подметил и секретарь австрийского посольства И. Г. Корб, приехавший в это время в Россию: на масленице "пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие". К немалому удивлению Корба, сам молодой царь задавал тон этому ниспровержению всяческих авторитетов. Корб стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный Лефортов дворец освящал на масленицу шутовской патриарх, "князь-папа", возглавлявший "всешутейший и всепьянейший собор". Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а "патриарх" благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжав шийся двое суток: "Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представи телям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы".

Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и "князь-папа" со своей шутовской свитой: "В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином". За ним следовал Нептун: "Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен". Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы). Берхгольц рассказывал: "Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль".

Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва". Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки - мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотвор ным правлением мудрой Екатерины. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника. А пороки, с которыми намеревалась бороться Екатерина, по странной иронии судьбы под ее скипетром расцвели еще более пышным цветом.

Когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине "бриллиантовую" масленицу. Английский посол лорд Гаррис сообщал: "Императрице угодно было устроить в течение масленицы праздник, который своим великолепием и изяществом превзошел все, что можно придумать в этом роде. За ужином десерт подавался на драгоценных блюдах, сверкавших каменьями на сумму до двух миллионов фунтов стерлингов". Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поразивших англичанина своей ценой и редкостной красотой.

Посетивший Россию в XVIII веке датчанин П. Хавен рассказывал: "Помимо различных игр, обычных на масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым". Он имел в виду катание с высоких ледяных гор, ставшее неотъемлемой частью масленичных забав. Сначала для этого использовали естественные рельефы местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой.

Ганноверского посланника Ф.-Х. Вебера, побывавшего в России во времена Петра I, это излюбленное развлечение русских привело в содрогание. У крутого, обледеневшего спуска реки уже вовсю шла потеха. Наверху стоял стол с водкой, которой - "на дорожку" - угощали катающихся. Под горой расположился оркестр, вокруг собрались толпы наблюдающих. Несколько человек садились гуськом, держась друг за друга, на соломенный коврик. Для благополучного спуска следовало обладать незаурядными акробатическими способностями. Катальщики на огромной скорости неслись с горы, скользя по ледяным ухабам на "пятой точке" и задрав ноги кверху, чтобы не покалечить их и не приехать вниз нагишом: по свидетельству Вебера, при стремительном спуске от трения "брюки, если не были прочны, рвались в клочья". Как только коврик с катающимися сталкивали сверху, "начинали играть литавры и трубы, звук которых сопровождался криками зрителей и самих спускавшихся. И я могу на собственном опыте подтвердить, - продолжает Вебер, - что, когда был со всеми остальными принужден также проделать этот спуск и счастливо завершил гонку, я от головокружения почти ничего не слышал и не видел".

Со временем "катальная потеха" в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами, спусковую дорожку ограждали бортиками. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. Вместо рогожек появились специальные санки, которые вначале напоминали лодки, поставленные на полозья и обитые внутри сукном. Но некоторые лихачи предпочитали спускаться с горок на коньках или просто на собственной подошве. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Катание с городских усовершенствованных гор стало платным и в прошлом веке стоило копейку.

Возле ледяных гор развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой - Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы, в которых выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины".

Хозяева балаганов чутко улавливали изменения зрелищных потребностей и вкусов публики. Едва по Петербургу разнеслась молва о триумфе картины К. Брюллова "Гибель Помпеи", как в одном из балаганов начали показывать "живую картину" на эту тему. Эффекты были впечатляющие: яркие вспышки извержения вулкана, дым, грохот, живописные группы статистов... Правда, полуобнаженные "помпеянцы" отчаянно дрожали в промерзлом балагане, но невзыскательные зрители истолковывали это как ужас перед грозной стихией.

Если в Москве и Петербурге простолюдины на масленице спешили в балаганы, чтобы посмотреть "Битву русских с кабардинцами" или "Взятие Карса", то жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка - помните яркую, динамичную картину Сурикова? Собравшись от мала до велика, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.

Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. С. В. Максимов в "Очерках народного быта" рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии: "В последний день масленицы <...> на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика". Начинается с традиционной "стенки", когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что "все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья".

Широкая масленица в полной откровенности выставляла напоказ все: и семейные достатки, о которых судили по нарядам и угощению; и одичание невежественных душ, превращающее праздник в пьяный мордобой, и неистребимую тягу человеческих сердец к красоте и радостной поэзии бытия. Максимов писал: "Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка..."

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны. Эту светлую радость и праздничную пестроту красок донесли до нас картины Б. Кустодиева, любившего рисовать русскую масленицу.

Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: "Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд - предмет соперничества <...> Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня - четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину".

леди Блумфильд так описывала масленицу 1846 года в Петербурге: "Все пространство большой Адмиралтейской площади было покрыто временными бараками и деревянными театрами, а также цирками, каруселями, ледяными горами и т. д., устроенными для развлечения народа. Дорога против Зимнего дворца была занята непрерывной линией карет, которые тянулись, точно в процессии, и были преимущественно наполнены детьми. В общем это было красивое и веселое зрелище, словно большая ярмарка. Во время масленицы люди всех классов, казалось, совсем теряли голову, думая только о том, как больше наполнить эту неделю удовольствиями и развлечениями".

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и делали визиты родным и знакомым. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. "Новоженов" и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись. В "Записках" А. Т. Болотова есть любопытный эпизод, относящийся к времени правления Екатерины II. Великий князь Константин Павлович, только что женившийся, последовал народному обычаю и, "подхватив свою молодую и посадя в открытые сани, один, без кнехта, без всяких дальних сборов и церемоний, ну по городу масленицею ездить и кататься и всем свою молодую показывать; а народу то и любо было. Сказывают, что сие узнала императрица и ей было неугодно, что он нарушил этикет, так что она не приказала ему без своего ведома давать лошадей".

Главное угощение на масленице - блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых петербургских и московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник - встреча масленицы, во вторник - заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.

Воскресенье называлось "прощеным днем". Француз Ж. Маржерет, служивший в России в начале XVII века, рассказывал, что русские в этот день "ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями, поклонами и прося прощения друг у друга, если обидели словами или поступками; даже встречаясь на улице, хотя бы прежде никогда не видели друг друга, целуются, говоря: "Простите меня, прошу вас", - на что отвечают: "Бог вас простит, и меня простите тоже". В XVII веке в этот день цари вместе со своими приближенными приходили "прощаться" к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал высоких гостей креплеными медами и рейнским вином.

Впрочем, в каждой местности складывались собственные традиции распорядка масленой недели. Так проводы масленицы в одних губерниях начинались уже с пятницы, в других откладывались до воскресного вечера. По деревням с песнями и приговорами двигалась процессия с соломенным чучелом Масленицы, которую чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В некоторых местах во время проводов возили сани с укрепленным на столбе колесом; на колесе восседал румяный крепкий мужик, держа в одной руке штоф вина, а в другой - калач. Колесо, вероятно, символизировало круговорот годового солнечного движения. Что касается фигуры мужика с калачом, то исследователи народного быта видели в нем или олицетворение масленицы или воспоминание о языческом божестве, покровителе плодородия и семейных достатков.

Вполне возможно, что масленичные шествия, столь полюбившиеся Петру I, своими истоками были связаны и с этими простонародными традициями. Сам Петр в подобных процессиях старался играть скромную роль, нарядившись то шкипером, то барабанщиком, а его супруга часто была одета голландской крестьянкой. Зато крестьянин на масленой неделе мог превратиться в царя. В конце XVII века тверской помещик Н. Б. Пушкин донес, что его крестьяне в субботу на масленице выбрали себе "царя", с великим торжеством водили его по деревням и "всполохи чинили с знаменами и с барабанами и с ружьем". Перепуганный помещик усмотрел в игровом действе проводов масленицы политическую крамолу.

Драматург А. Н. Островский, задумав ввести в пьесу "Снегурочка" сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в "Снегурочке" племя берендеев, жившее в "доисторические времена", прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас еще прощаются с ней в русской глубинке:

Прощай, честная Масляна!

Коль быть живым, увидимся.

Хоть год прождать,

Да ведать-знать,

Что Масляна придет опять...


Этот древний народный праздник не закреплен за определенным числом календаря. Масленица относится к «переходящим» праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывает верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений — вот народ и стремится повеселиться «впрок». А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.

Масленица — самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас — обычная рабочая неделя. Но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица — это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, ив гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.

Понедельник — «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях — чем выше, тем лучше. В старину москвичи Масленицу справляли у Красных ворот. И здесь сам царь Петр Великий открывал Масленицу и катался на качелях с офицерами.

Вторник — «заигрыш», в этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.

Среда — «лакомка». Название говорит сам за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, блины.

Четверг — «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день — оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Пятница — «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя встречает и угощает.

Суббота — «золовкины посиделки». Ходят гости ко всем другим родственникам, и опять угощение — бесчисленные блины.

Воскресенье — «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.

Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.

В наше время в «прощеный день» устраивают обычно народные гулянья, ярмарки, концерты. В этот день мастера-умельцы и мастерицы-рукодельницы могут похвастаться своим мастерством, а может быть — и продать свои изделия. Шутники, балагуры, любители песни и пляски устроят свое состязание, а сильные и ловкие добры молодцы — свое. Желательно, чтобы в этот день прямо на улице, там, где проходит гулянье, у каждого была возможность поесть блинов и выпить горячего чая (а еще лучше приготовить старинные русские напитки — меды, сбитни).

Дома, в семье, тоже стоит отметить этот древний праздник, ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год «в горькой беде». Русская пословица говорит: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».

О ТОМ, ЧТО ИСЧЕЗЛО НАВСЕГДА

Иван Сергеевич Шмелев вспоминает на страницах своей книги «Лето Господне» об одной, навсегда исчезнувшей, масленичной затее:

«...Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселым конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось «масленица»? Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике — на блине? — от которого пахло медом — и клеем пахло! — с золочеными горка по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимлись чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... Чудесную эту «масленицу» устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч — и «масленицы» исчезли. Но живы они во мне...»

Наверно каждый из нас с вожделением ожидает прекрасного народного праздника, именуемого Масленица. Каждая уважающая себя хозяйка норовит спечь как можно больше блинов, начинить сыром, медом, творогом, сметанкой, капустой, грибами и т.д. Здесь полет фантазии неограничен. Кроме того, женщины суетятся у плиты, чтобы наварить массу потрясающих яств и украсить стол тушеными овощами, рыбой, сладостями, расстегаями, кулебяками, печеной щукой, икрой, разносолами. Более того, с наступлением последних дней зимы у большинства поднимается настрой, возникает желание веселиться, выйти из «оков» холода и совершать прогулки, общаться с друзьями с глазу на глаз.

Современные люди с большим удовольствием продолжают соблюдать ритуалы и традиции Масленицы, совершают невероятные поступки – лазят по деревянному столбу, прыгают через костер, устраивают громкие гуляния. Почему это происходит, чему посвящены радостные дни и возня на кухне. Выясним обо всем по порядку, и вдобавок припасем парочку другую отличных рецептов блинов, сохранившихся от наших пращуров.

История Масленицы

Этому празднику посвящали свои творения великие художники и писатели, про него снимали фильмы лучшие режиссеры. Вспомним хотя бы потрясающую картину Кустодиева «Масленица». Как она прекрасна. Так и хочется оказаться в том мире, который отразил художник и получить удовольствие от истинной русской зимы, невероятных яств, изготовленных именно по русским традициям. Но прежде чем углубляться в свои фантазии, изучим историю многоликого и нашего, только русского праздника Масленицы.

Сразу нужно отметить, что к православной религии, описываемые нами торжества, не имеют никакого отношения. Этот праздник дарован нами нашими пращурами, поклонявшимся языческим богам. Пожалуй, это одно из немногих проявлений язычества, что сохранилось с переходом в православие. Чтобы не возникало каких-либо разногласий, наша Церковь включила праздник в свой список, но назвала период торжеств Сырной Неделей (Мясопустная Неделя). Этот отрезок времени проходит именно перед началом очередного Великого поста.

Когда возникла Масленица

Существует несколько версий возникновений особенных торжеств. Судя по одной из трактовок, в эту неделю уже нельзя было есть мясные блюда, но еще разрешалось употреблять молочные продукты. В народе торжества, которые длились на протяжении семи дней, называли по-разному: Касаточка, Целовальница, Объедуха, Веселая, Перебуха, Честная Масленица, Сахарные Уста, и т.д.

Во время празднований совершались невероятные традиции – катались на конях, которых старались украшать самой дорогой и красивой сбруей. По улицам неслись сани, а впереди та самая «Птица-тройка», которую тут же брались олицетворять на своих холстах великие художники. Молодежь кутила, пела песни, запускались карусели. На площадях устраивались потрясающие по богатству ассортимента ярмарки, на которых можно было приобрести товар по бросовой цене. На еще сохранивших снежный и ледяной покров горках люди спускались на больших, разукрашенных красивыми орнаментами санях. Устраивались «снежные» побоища, строили крепости и города из снега и льда.

Как проходила Масленица

В 17-19 веках в центре площади собиралась толпа не только взрослых, но и детей. Эти семь дней должны были быть самыми щедрыми в году. Детворе раздавали конфеты, пирожки, игрушки. А в центре площадей устанавливались сцены, на которых проходили представления. Главными героями были ряженые – Масленица и её спутник Воевода. Конечно же, сюжетом для комедии были дни Масленицы, её угощения. Она прощалась и обещала вернуться в следующем году. Также на сцене могли происходить и другие спектакли, в которых отражались произведения великих творцов, истории, основанные на реальных событиях.

Несмотря на прошедшие века, торжества в Масленичную неделю не прекращались. И остался главный посыл – желание прогнать Зиму. Чтобы быстрее наступили теплые дни, пели Величальные песни, обращались к богу Яриле и просили его проявить себя солнечным диском и его лучами. Символом праздничных торжеств было Соломенное большое чучело, на которое надевали женский сарафан. В последний день гуляний его или сжигали «хоронили», вложив в его руку большой блин.

Почему именно блин

Многих интересует вопрос – почему именно блин является символом Масленицы. Ведь их пекут на протяжении этой недели все хозяйки, причем в невероятных количествах. Мы уже упоминали о начинках, их ведь тоже огромное количество. Благо, русская земля богата на дары, а люди всегда отличались высоким трудолюбием и имели в своем подворье все необходимое для отличного питания. Но вернемся к блинам и истории их возвышения.

Традиция их выпекать появилась еще с древних времен, именно с эры язычества. Поклоняясь тем богам, люди обращались к главному из пантеона – Яриле. А он был ничем иным, как Солнцем, которое обогревает землю своими лучами и дарит этим жизнь всему живому. С его ярким приходом зима уступала трон весне и стартовала пашня, сеялся хлеб, люди снимали тяжелые тулупы и радовались теплому воздуху. А что так по форме похоже на наше теплое солнышко? И что можно вкусить, наслаждаясь его вкусом? Конечно блин. Тонкий хлебец, в котором кроме муки, яиц и молока ничего нет, готовился как в богатых домах, так и в бедных избах. Таким образом, хозяюшки старались воплотить образ Ярила своими руками и угощали своим творением детишек, друзей, родственников. Помимо пшеничной, для изготовления применялись гречневая, кукурузная, овсяная крупы.

Представители бедного сословия, не имея запасы мяса и молока, и производных продуктов, вкладывали в качестве начинки , манную, тыквенную, гороховую кашу и т.д.


Обычаи на Масленицу

Издавна существовали обычаи, которые в обязательном порядке совершали в каждом доме. Например, первый изготовленный хлебец нужно было отдать бедному человеку, чтобы тот помянул усопшего из этого дома. Если рядом не оказывалось нищего, просящего подаяние – выбрасывали изделие через окно. И пока длилась масленичная неделя – мягкие хлебцы кушали в течение всего дня и недели, меняя начинки, заправки. Каждый новый день торжественной недели имел определенное значение, и совершались обряды, предназначенные именно для этого дня.

Перед наступлением Масленицы в воскресный день нужно было отправиться с визитом к родственникам, дорогим друзьям и ближним соседям. Также нужно было приглашать гостей к себе и накрывать богатый стол. Это был последний перед строжайшим постом «свободный» день, когда употреблялось натуральное мясо. Его так и именовали «Мясное Воскресенье». Даже существовало смешное поверье – тесть едет к зятю, чтобы доесть мясо.

Понедельник – Встреча

День встречи праздника так и называется «Встреча». В дневное время все люди собирались на гуляния. Возводились большие снежные горки, крепости, города изо льда и снега. Народ катался на каруселях, на площадях рынков накрывались огромные столы, кипятились самовары, наливались чаи из трав, наливался мед, сливки и т.д. Детишки сообща мастерили соломенную куклу и надевали сарафан, кокошник. Детвора с самого утра ходила по дворам и пела песни, а их в свою очередь угощали блинами и сладостями. Так длилось до середины дня, затем все бежали на снежные холмики и катались на самодельных санях. Исключением были взрослые, они имели право на такие удовольствия только с середины масленичной недели.

Вторник – Заигрыш

Этот день предназначался для брачующихся. Именно во вторник в селах устраивались свадьбы, а после богатого застолья все молодожены и те, кто только что присоединился, отправлялись на катание с горок. Естественно, продолжали выпекать хлебцы и лакомиться с народом. Также в день заигрыша молодые люди приглядывались к противоположной половине и подбирали себе пару.

Среда – Лакомка

Этот день можно поистине считать моментом «Великого» перемирия, на блинную трапезу теща специально «зазывала» зятя. Не зря существует поговорка «К теще на блины». Молодежь должна облачиться в наряды, которые надевали в день собственной свадьбы, а незамужние девчата катались с горок. А над холостыми ребятами, которые так и не смогли в прошлом году обрести пару, все подшучивали и подтрунивали. Им придумывали всякие наказания, и парням приходилось откупаться.

Четверг – Разгуляй

Его называли также Перелом, Разгул, Четверток, Широкий. Это центральное событие. На площадях собирался весь честной народ, устраивали представления, кулачные бои, крутились все качели и карусели, осадой брались снежные крепости и города. Вспомните шедевр искусства «Взятие снежной горы» Сурикова. Из одежды надевали то, что приходило на ум. А чучело из соломы – Масленицу поднимали на самую высокую горку.

Пятница – Тещины Вечерки

В этот день происходит обратная история. Наступает черед зятька угостить любимую тещу блинчиками. Он зазывает родственницу в дом и накрывает при этом богатый стол. Но продукты и приспособления для приготовления блинов давала теща: сковороду, кадушку, муку – целый мешок, сливочное масло. Таким образом, отдавалось должное уважение родственникам со стороны жены. А гуляния продолжаются, на рынках торжествует народ, пьет , чаи и катается на каруселях.

Суббота – Проводы (Золовкины посиделки)

Это одна из красивейших традиций – молодая сноха приглашала в свой новый дом родственников и угощала не только блинами, но и другими яствами. А люди поднимали на руки Чучело из соломы – Масленицу и несли по улицам села и «хоронили: собирали много поленьев, наверх устанавливали Чучело и поджигали. Вокруг большого костра устраивали хороводы, пели песни. Несмотря на шуточность представления, многие люди плакали – ведь уходил еще один год, заканчивались праздники, и нужно было приступать к заботам.

Воскресенье – Прощенное

В преддверии поста все хотели очиститься от грехов. Люди просили друг у друга прощение и произносили следующие слова: «Прости меня, пожалуйста, если я в чем-то перед тобой виноват». В ответ звучало привычное для всех нас «Бог простит». Ритуал носил не формальное значение, действительно люди прощали друг другу оскорбления, обиды, забывали о неурядицах и жали руки. Также в этот день нужно было посетить кладбище и «угостить» блинами усопших, оставляя их на могилах.


В эти дни были очень популярны гадания. А, как правило, этим занятием больше увлекается прекрасная половина. Так вот, девушки устраивали следующие обряды:

  1. Взяв в руки первый блинчик, девица шла на улочку и угощала первого парня, который встречался на её пути. Его имя означало, что так будут звать её суженого.
  2. Перед сном девице нужно было вывесить за окно полотенце и произнести шепотом слова: «Суженый явись, полотенечком утрись!» Наутро она проверяла – если полотенце оказывалось влажным – то в этом году предстояло замужество. Сухое – напротив, суженого ожидать не стоит.
  3. Для третьего обряда нужно собрать ветки хвойных деревьев (сосны, кедра, елки, пихты). Собирать лучше в лесу и разложить дома на полу. Пригласить друга, повязать друг другу на глаза платки и выбирать наугад ветки:
  • если девица возьмет в руки толстую ветку с густой листвой (иголками) – ждет брак с сильным и солидным мужчиной.
  • ровная и гладкая поверхность предвещает привлекательного супруга.
  • если на ветке толстая и прочная кора – муж будет обеспеченным человеком.
  • если вся кора облупилась, то супругом станет простой парень, возможно небольшой служащий, слесарь, плотник.

Стоит ли верить гаданиям – решайте сами. Но вряд ли полотенце или еловая ветка может предугадать ваше будущее. Во всяком случае, обряды были придуманы людьми и нужны они только в качестве развлечения. И верить нужно только в позитивное, никакое предсказание не должно оставлять в душе осадок неуверенности.

В прощеное воскресенье можно было в последний раз перед Великим постом пить спиртные напитки.


Лучшие рецепты блинов

Итак, прежде чем приступить к выпеканию блинов, выясним еще одну историю о Масленице. Легенда берет начало с северных регионов Руси, где зимы всегда были богаты на снег и метели. Так вот, по этой истории её величество Масленица появилась на Севере, где правил дед Мороз. Один крестьянин искал хвою и увидал за деревьями маленькую девочку, Масленицу и попросил вернуть теплые дни и радость для людей. И она согласилась и предстала перед людьми не в виде маленькой девочки, а крепкой, красивой и румяной красавицей. Своим заразительным смехом она увлекла народ в гуляния, устраивала хороводы и пела песни.

Чтобы и вам было приятно проводить эти дни перед Постом, предлагаем несколько лучших рецептов блинов. Поверьте, если следовать рецептуре, то ни один блин не окажется комом.

На молоке

Это самый популярный вид блинов, которые не займут у хозяйки много времени затрат. Для приготовления нам необходимо:

  • пол литра молока;
  • 2 яичка;
  • 200 грамм муки;
  • 2 стол. ложки постного масла;
  • 1 стол. ложка сахарного песка;
  • щепоточка соли.

Ингредиенты нужно заранее достать из холодильника, чтобы они обрели комнатную температуру. В миске взбить яйца, добавить сахар, соль, влить молоко и тщательно смешать.

Муку смешать с маленькой порцией молока до состояния сметаны, смешать, пока не исчезнут комки.

Влить в основной состав и недолго взбить. Влить постное масло, смешать и отставить на полчаса в сторону при комнатной температуре.

На кефире

Вариант является экономным для рачительных хозяек. Также можно использовать скисшее молоко. Для готовки нам нужно:

  • пол литра скисшего молока или кефира;
  • 2 яичка;
  • 200 грамм муки (пшеничной);
  • сода питьевая (пол чайной ложки), столько же соли и сахара;
  • 4 ложки (столовые) постного масла.

Яйца взбить, влить кефир и тщательно смешать. Смесь нужно подогреть до 60 градусов, чтобы после добавления соль и сахар полностью растворились. Просеянную муку аккуратно всыпать в состав и смешивать, чтобы не было комков. Соду растворить в столовой ложке кипятка и влить в миску с тестом, затем влить масло, смешать и убрать в сторону на один час.

На воде

Это, пожалуй, самый популярный рецепт блинов. В нем нет молока, которое не всем подходит по физическим показателям, кефира, способного вызвать вздутие. В таком тесте меньше калорий, а значит, есть шансы сохранить фигуру в период Масленицы. Итак, нам необходимо:

  • пол литра воды;
  • 320 грамм муки (пшеничной);
  • 2 яичка;
  • 2 стол. ложки постного масла;
  • столовая ложка сахарного песка;
  • щепотка соли.

Взбить яйца, соль и сахар в миске, влить воду (теплую) и постепенно вводить просеянную муку. Взбить до однородной консистенции.

Узнаем характер по начинкам

Конечно, лакомиться просто блинами – это тоже удовольствие. Но насколько более питательны и сытны блинчики с грибной, творожной, капустной, сметанной начинкой. В народе существует поверье – начинка должна соответствовать мужскому характеру. Давайте выясним, насколько это правда.

  1. Просто блинчики, смазанные сливочным маслицем. Такой продукт предпочитают сдержанные и спокойные личности. Они стремятся быть и общаться только с порядочными людьми. Мужчины с таким вкусом, как правило, хорошие отцы и любящие мужья, стоящие на страже репутации и благосостояния семейства.
  2. С икрой предпочитают творческие, умные натуры. Они прагматичны, заботливы, дела семейства и его благополучие на первом месте. Они не способны на романтические поступки, если и решат сделать приятное, то предпримут скорее практичные шаги.
  3. Со сметанкой лакомятся нежные и чувствительные типажи. Такие мужчины весьма ранимы, обидчивы. Даже неосторожно брошенное слово может привести к истерике и порче настроения. Так что будьте внимательны и решайте, стоит ли с ним связывать свою судьбу.
  4. С медом любят эмоциональные и романтичные мужчины. Такой тип сумеет создать праздник даже из банальной встречи и будет радовать свою половинку приятными сюрпризами по поводу и без. Эти мужчины – однолюбы и могут последнюю копейку отдать за букет, лишь бы любимая была счастлива.
  5. С семгой предпочитают блины лица с экстремальной направленностью. Это путешественники, любители прыгать с парашюта и т.д. Так что жизнь с таким товарищем – беспокойная, то и дело он преподнесет очередной сюрприз в виде походов на самую высокую гору, или полете на дельтаплане.
  6. Начинку из творога любят мужчины, которые до конца своих дней останутся детьми. Они любят все сладкое, а супруга будет мамочкой. Готовьтесь – принятие решений, оплаты счетов, выяснение отношений ляжет на ваши хрупкие плечи.


Как правильно выпекать блины

А теперь перейдем к процессу, который у некоторых хозяек вызывает опасения. Именно из-за момента выпечки женщины готовы отказаться готовить такое вкусное и легкое блюдо, как блины. И все заключается только в одном – они прилипают к сковороде, становятся комом. Чтобы все это обойти, предлагаем действовать по проверенному плану.

  1. Сковороду нужно поставить на огонь и хорошенько накалить.
  2. Смазать постным маслом (тонкий слой, достаточно 1-2 капель и кисточки).
  3. Снизить интенсивность огня наполовину.
  4. Отстоявшееся тесто смешать, так как на дне всегда формируется осадок.
  5. Взять небольшую порцию половником (лучше пользоваться специальным для блинов).
  6. В сковороду, которую нужно держать в наклонном положении, влить тесто и крутить так, чтобы оно полностью покрыло поверхность.
  7. Выпекать максимум 2-3 минуты, специальной лопаткой перевернуть. Через пару минут перекинуть в подготовленную посуду.
  8. Смазать блин сливочным маслом или накрыть большой крышкой, чтобы края стали мягкими и не ломались.

Прекрасный по своему течению праздник Масленица – это не только гуляния и торжества. Люди таким образом хотели приблизиться к секретам мироздания, приоткрыть завесы смерти. По другой версии, форма блина отражает не Солнце, а жизнь, то есть существование без начала и конца. В эти дни люди понимали, что земля должна приумножать свои богатства и в своих песнях воспевали таяние снега, питающее почву плодородием.

Еще одна сакральная основа праздника – поминание усопших. В тризну включались три составляющие – плач об ушедших из жизни, приношение жертвы и богатое застолье. Считалось, что покойники приходили на каждый из торжеств людей и невидимо принимали в них участие.

Как бы там ни было – но Масленица – это любимый и ни на что не похожий в мире праздник славян. Пусть это пережитки языческого времени или Сырная Неделя по православной религии. Главное – что это вкусно, весело и весьма полезно, конечно, если знать меру!